Главная » Статьи » Достойная старость » Т.А. Пострелова

Незабываемое: Т.А. Пострелова. Жизненный путь


Татьяна Александровна Пострелова родилась 19 сентября 1931 г. в Ленинграде, в семье потомственных российских интеллигентов, в которой удачно совмещались научная и педагогическая деятельность, художественное творчество и книгоиздательское занятие, искусство и поэзия, рождая атмосферу творчества, независимости и свободы. 30-е годы внесли особые черты в формирование личности Татьяны Александровны. В 1937 г. была репрессирована мама. Воспитанием девочки стала заниматься бабушка - Мария Александровна Малых - известная книгоиздательница научно-популярной и марксисткой литературы. Именно она передала своей внучке тот заряд неуёмной энергии, который в течение всей жизни заставлял Татьяну Александровну полагаться только на свои силы и не останавливаться на достигнутом. Её яростная устремленность в будущее и любовь к жизни помогали ей побеждать все невзгоды судьбы.

Рано научившись скрывать свои беды под острым словцом и широкой улыбкой, Татьяна Александровна смело открывала для себя и терпеливо осваивала все новые и новые дали жизненных просторов, радуясь силе и красоте мира. Как в личных, так и в общественных отношениях она стремилась к их простоте и ясности, во всех жизненных коллизиях старалась сохранять философское спокойствие. Без паники, с усмешкой встречала невзгоды, а успехи принимала с простодушной радостью человека, совсем не избалованного жизнью. Татьяна Александровна умела ставить перед собой большие, жизненно важные и внешне непреодолимые задачи и цели, но внутренняя сосредоточенность и воля помогали ей справляться со всеми проблемами.

Так, несмотря на все препоны, которые чинились ей как дочери врагов народа, она сумела поступить на восточный факультет Ленинградского государственного университета. В 1954 г. закончила отделение истории Китая, получив редкую специальность «китаиста». Ей хотелось узнать больше о древней стране, полнее прочувствовать её самобытность, проникнуть в суровую необъятность таинственного мира Китая. Ведущие профессора, разглядев в студентке настоящий интерес, редкое трудолюбие, упорство и большие способности, поддержали её настойчивое желание в дальнейших занятиях по изучению Китая.

Т.А. Пострелова поступает в Академию художеств. Совмещая учебу с редакционной работой в различных издательствах, она в 1965 г. заканчивает факультет теории и истории искусств (кафедра истории зарубежного искусства), с энтузиазмом и воодушевлением начинает заниматься подготовкой диссертационной работы.

В 1969 г. защищает кандидатскую диссертацию, посвященную китайской классической живописи X - XIII вв., с головой уходит в педагогическую деятельность. Татьяна Александровна разрабатывает и читает лекционные курсы по изобразительному искусству Китая и ряда стран Азии в Ленинградском университете, в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, а также в Государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. Эта работа позволяет ей, молодому ученому, оттачивать преподавательское мастерство, совершенствовать курсы по изучению искусства восточных стран (и, в частности, по средневековому Китаю). Для неё самой открывается возможность шире взглянуть на предмет своих лекционных занятий. С увлечением прослеживая развитие восточной живописи, она помогала студентам осознать всечеловеческую ценность искусства Востока и воспринимать его как составную часть мировой культуры.

Работа со студентами, живое профессиональное общение с ними увлекало начинающего педагога. Отдавать им свои знания, выявлять среди студентов и слушателей тех, кто обнаруживал особое внимание к предмету изучения, поддержать в молодых людях этот интерес, выращивая, формируя в них будущих специалистов - в этой работе было столько творчества и открытий! Позже Татьяна Александровна с удовольствием вспоминала о своей работе со студентами, раскрывая некоторые педагогические приемы - например, как завладеть вниманием слушателей и вызвать интерес к изучаемой теме, как подготовить студентов к восприятию того или иного материала, как нацелить их на самостоятельный поиск соответствующей литературы и на работу с ней.

При всех увлечениях педагогической деятельностью и институтских нагрузках Татьяна Александровна никогда не бросала исследовательскую работу. За годы работы в СПбФ ИВ РАН (ныне ИВР РАН) она собрала большой архивный материал и подготовила к изданию несколько интересных исследований.

В 1976 г. она выпустила свою монографию «Академия живописи в Китае в X - XII вв.» (серия «Культура народов Востока: Материалы и исследования»), которая до сих пор не теряет своей информативной и исследовательской значимости. Об этом свидетельствуют бесконечные отсылки исследователей к материалам этого труда. В нем Т.А. Пострелова рассматривала исторические условия создания в X-XIII веках Академии живописи, сыгравшей значительную роль в развитии средневекового искусства Китая, анализировала творчество ведущих художников - членов Академии. До настоящего времени в этой области научных изысканий Татьяна Александровна является единственным в своем роде специалистом, искусствоведом с хорошим базовым образованием историка-востоковеда, которому удалось раскрыть особенности и своеобразие китайской средневековой живописи.

В 1987 г. выходит другая монография Т.А. Постреловой, посвященная творчеству крупнейшего художника Китая XX века Сюй Бэйхуна - одного из основоположников нового художественного направления в китайской живописи нашего времени. В его творчестве соединялись приемы традиционной китайской живописи гохуа, которая характеризовалась использованием виртуозной техники нанесения туши на шелк, с европейской живописью, с ее психологизмом, геометрической перспективой и светотеневым моделированием. Обогащенная творческими новациями живопись Сюй Бэйхуна неожиданно предстала перед современниками всего мира как новый, преображенный взгляд на действительность. В ней было открытие совершенно иного, свежего ощущения бытия, чувства свободы и жизненной радости. Они наполняли картины художника светом любви и счастья. Но не только это просматривалось в творчестве Сюй Бэйхуна.

Художник Великой Эпохи притягивал к себе как истинный гуманист нашего времени. Своим творчеством он завоевал весь современный мир. Покорил он и Татьяну Александровну. Его творчеству она посвятила несколько статей и монографию «Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в.» (серия «Культура народов Востока. Материалы и исследования»). Здесь, как и прежде, в центре внимания исследовательницы остается проблема соотношения традиции и новаторства, а также решение вопроса преемственности классического искусства в современной китайской культуре.

Работа в архиве Института восточных рукописей Российской Академии наук позволила Татьяне Александровне разыскать материалы еще одного художника, талант которого уникален, неповторим и своеобразен - российского умельца Павла Яковлевича Пясецкого. Она вышла на интереснейшие материалы жизни и творчества этого орловского искусника, отодвинутого временем в тишину забвения из-за приближенности его к императорскому двору. На его замечательных картинах - панорамах, помимо России, были изображены различные уголки мира: Англия и Франция, Персия и Узбекистан, Казахстан и Болгария, др. Татьяну Александровну он пленил своим особым интересом к Китаю. Его акварельная картина - панорама «От середины Китая до Западной Сибири» изумляла не только своим видовым рядом, но и своей длиной - 72 метра. Этой картине сопутствовали изданные записи мастера - «Путешествие по Китаю в 1874-1875 гг. (через Сибирь, Восточный и Северо-Западный Китай): Из дневника экспедиции П. Я. Пясецкого» и «О санитарных условиях и медицине в Китае». Труды Пясецкого открывали реальный мир Поднебесной. Татьяна Александровна с увлечением принялась за исследование трудов этого художника, но, к сожалению, не успела завершить свои изыскания.

Как ученый-китаевед она всегда поддерживала связь с ведущими специалистами в области восточной культуры, была постоянным автором таких ведущих востоковедческих изданий, как ежегодный сборник материалов «Общество и государство в Китае», журналов «Проблемы Дальнего Востока» и «Народы Азии и Африки». Татьяна Александровна постоянно общалась с коллегами. К ней, как крупному специалисту по восточной культуре, обращались и молодые исследователи. Она всегда была востребована, выступая то научным руководителем, то оппонентом на защитах диссертаций, то в качестве консультанта.

Научное наследие Т.А. Постреловой обширно, оно охватывает широкий спектр тем и интересов ученого. В общей сложности, в списке научных трудов Татьяны Александровны находится более 100 печатных работ: это и индивидуальные труды, и коллективные работы. Все это говорит о ее высокой научной работоспособности и востребованности. Даже в самые последние дни своей жизни, преодолевая мучительные недуги, она стремилась завершить кропотливейшую работу по искусству Китая, работая над статьёй для издания «Духовная культура Китая: энциклопедия».

С большим сожалением приходится говорить о том, что Татьяна Александровна не успела осуществить многое из того, что ею было задумано. Речь идет о монографии, посвященной творчеству замечательной художницы гжели Л. Азаровой, которая уже была подготовлена ею в рукописи, а также о ряде работ об искусстве блокадного Ленинграда.

В 90-е годы, по завершению непосредственно трудовой деятельности в институте РАН, Татьяна Александровна переключилась на общественную работу. Эта деятельность охватывала несколько направлений и в первую очередь - оказание моральной, душевной, материальной и иной помощи тем, кто в «лихие» перестроечные времена растерялся или был выброшен на обочину жизни. Особенно тяжело было видеть, как экономические, политические и социальные перемены отразились на участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., жителях блокадного Ленинграда, на инвалидах ВОВ, работниках тыла и многих гражданах Советского Союза, воспитанных и выросших в системе патриотических, социалистических идей.

Наступившая вмиг нищета, большая смертность, постоянный рост самоубийств, психологическая угнетенность из-за уничтожения многих жизненных ориентиров, унизительное обесценивание выстраданных и понятных идеалов, отсутствие достойных новых основ - все эти «радостные перемены» для старшего поколения были губительны. Они полностью обесценивали жизнь предыдущих поколений и убивали все надежды многих пожилых людей на лучшее. Старый человек становился совершенно незащищенным в новом, жестоком для него мире. Государство не было способным помочь славному поколению стариков, которое в одночасье оказалось ненужным - оно самоустранилось от серьёзной помощи этим людям.

Т.А. Пострелова тяжело переживала эту трагическую ситуацию в нашей стране. Сама, рано пережившая горечь репрессий, пройдя свой, очень непростой путь духовного становления, она не могла быть равнодушной к жестокой ситуации унижения легендарного поколения строителей и защитников нашей Родины. При этом, в сложной и напряженной обстановке перестройки Татьяна Александровна Пострелова никогда свою деятельность не противопоставляла «новым людям», новым веяниям времени, как можно было бы думать - нет! В смутной обстановке тех дней она думала о судьбе яростно и торопливо заявившего о себе молодого государства, в чем-то сочувствуя реформаторам, но всем сердцем понимая проблемы и старшего поколения.

Вероятно, в ее решении помочь именно им сказался, как представляется, её личный, глубоко выстраданный опыт восстановления и созидания своей собственной жизни - назло всем бедам! Ведь, по самой сути своей, обиженным старикам она предложила свой путь личного нравственного восстановления, когда рядом не стало самого близкого ей человека - матери. И тогда ее жизнь стала складываться под сильным влиянием бабушки, Марии Александровны Малых, внушившей ей в её ранней юности уважение к новым людям, к молодому государству, которое в те годы стремилось силой, давлением прочно установить свою власть, волю, а также единство и сплоченность всех людей и народов. Может быть, потому в 1992 г. Татьяна Александровна создает общество под названием «Артель "Бабушка"», которое должно было помочь пожилым людям 90-х годов душевно отогреться, ожить в жёстких условиях очередной «настройки, перестройки» нашего государства в сложном процессе его роста и формирования. «Артель "Бабушка"» должна была отогреть брошенных государством пожилых людей.

В артели проводилась большая клубная работа. Раскрывались и развивались таланты. Продукция некоторых мастеров различных рукоделий распространялась даже через магазины, среди которых был и Гостиный Двор.

Потом, в 2003 году, общество «Артель "Бабушка"», разросшееся до и более 600 человек, было зарегистрировано как городское общество инвалидов «Бабушки и дедушки». Новое название общества несло уже другую смысловую нагрузку - объединяя людей старшего поколения и возвращая им чувство достоинства, общество «Бабушки и дедушки» как бы простодушно говорило о гражданской необходимости наших стариков, об их полезности нашей стране. Об этом подробно рассказывает сборник «Пожилой человек в обществе», выпущенный под руководством Т.А. Постреловой

Повествуя об организации общества «Бабушки и дедушки», которое выросло из артели, Татьяна Александровна всегда подчеркивала, что тогда, в 90-е годы, необходимо было помогать незащищенным людям, обокраденным, растерявшимся, ставшим социально ненужными, не могущими в одиночку постоять за себя. Им необходимо было вернуть веру в себя, в свои силы, чтобы жить. Стояла задача введения потерявшихся людей в социум. Потому-то и нужно было срочно создавать кооператив, да такой, который давал бы инвалидам и безработным возможность заработать хотя бы копейку и не лишил бы их последнего, что они имели. Татьяна Александровна с гордостью рассказывала, что диапазон помощи этого кооператива был велик: это и шитье, латание, вязание, ремонт бытовых приборов, косметический ремонт жилья, парикмахерские услуги и многое другое. При этом, социальная программа организованного ею общества изначально предполагала, что человека, в первую очередь, надо было накормить и одеть.

Оздоровительная программа общества была направлена на то, чтобы помочь людям укрепить своё здоровье. Это достигалось приобретением продуктов питания и поочередным проживанием летом на даче семьи Татьяны Александровны. Спустя некоторое время, в обществе «Бабушки и дедушки» была разработана и такая программа, как «Связь поколений». В рамках ее реализации планировались встречи членов общества с детьми, школьниками и студентами. Работа в этом направлении определила востребованность членов общества. Татьяна Александровна любила подробно рассказывать об обществе «Бабушки и дедушки». В статье «Значимость пожилого человека в социуме» и в отдельной работе «Как мы прожили эти 15 лет» она постаралась детально описать его организацию и ступени роста. Эпиграфом к этим работам были слова Матери Терезы: «Мы не делаем ничего великого. Мы делаем мало, но с великою любовью».

Общество «Бабушки и дедушки» было для Татьяны Александровны тем детищем, в котором реализовались многие мечты ее юности, когда она мечтала вырасти, стать сильной - и... любить всех, весь мир, любить, жалеть всех и помогать каждому слабому, обиженному человеку. В этих мечтах она находила те силы, которые помогали ей преодолеть многие жизненные испытания и не утратить настоящего интереса к жизни.

Параллельно с этой необходимой людям деятельностью, направленной на поддержку представителей старшего поколения, Татьяна Александровна собрала вокруг себя ученых, работавших в области истории Великой Отечественной войны. Она добилась организации регулярных научных конференций, которые проводились совместно с историческим, философским и филологическим факультетами СПбГУ Материалы этих конференций издавались. Являясь инициатором, организатором и самым активным их участником, она брала на себя и труд редактора выпускаемых после конференций сборников научных статей.

За несколько лет вокруг Татьяны Александровны образовалось сообщество людей, которым было интересно выбранное направление исследования нашего прошлого героического города, определения значения в одержанной победе над врагом. Рожденная общими интересами особая исследовательская атмосфера подбадривала, побуждала к новым изысканиям, творила из гостей, пришедших просто послушать, прикоснуться к подлинно героическому прошлому, верных помощников и единомышленников.

Татьяна Александровна была не только душой этих научных собраний, но и генератором идей, человеком, преданнным своим друзьям, коллегам.

Вспоминая Татьяну Александровну Пострелову, невольно на память приходят слова известной песни «Немножко о себе», которую исполняла Клавдия Шульженко...

Когда вы спросите меня,
Как я живу на склоне лет,
Отвечу: - Я полна огня...
Да, да, скажу, - полна огня
И юных сил, - которых нет!

Но как вы можете гореть,
Когда уж молодости нет?
Да просто - надо не стареть,
Да, просто надо не стареть!
Вот так!
И в этом весь секрет!
Вот так!


Текст составлен с использованием материалов
сборника статей «Искусство непокоренного
Ленинграда в годы блокады»



Т. А. Пострелова
>> >>

 

Категория: Т.А. Пострелова | Добавил: way (09.08.2016)
Просмотров: 336 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0