Главная » Статьи » Достойная старость » Т.А. Пострелова

Т. А. Пострелова. Как мы прожили эти 15 лет




Т. А. Пострелова. Как мы прожили эти 15 лет



Электронная версия книжного издания, посвященного 15-летию Санкт - Петербургской региональной общественной организации «Бабушки и дедушки»



«Мы не делаем ничего великого.
Мы делаем мало, но с великой любовью»
Мать Тереза



Вот уже ровно пятнадцать лет, как в Санкт-Петербурге работает общественное объединение «Бабушки и дедушки» как альтернативная форма государственной социальной помощи.

И первый вопрос, на который надо ответить: «Почему мы создали эту организацию?». Тому причиной - нищета, экономическая разруха, большая смертность, большое количество самоубийств, психологическая потеря ориентации для старого человека, потеря старых идеалов, отсутствие света в туннеле.

«Голос был», - так ответил мне один из журналистов газеты «Шанс» на мой вопрос, почему я создала организацию. Это было давно-давно по современным перестроечным меркам: шестнадцать лет тому назад. В стране, как пузыри во время дождя, появлялись кооперативы, чел¬ноки и страждущие без денег и без работы. Обезденежные... И мне нужно было срочно создать кооператив, что¬бы помогать «социально незащищенным» людям, но кооператив такой, который бы давал возможность заработать копейку инвалидам и безработным и не лишил бы послед¬него тех, кто пришел получить услугу. Какие мы предоставляли услуги тогда? Что мы могли тогда делать? Диапазон помощи был велик: шитье, латанье, вязанье, ремонт бытовых электроприборов, косметический ремонт жилья, парикмахерские услуги, а еще были няни, услуги свахи, и всякое разное, что могли делать умельцы, но не профессионалы. И зарегистрировала я кооператив под названием «Артель Бабушка». Это было в 1992 году.

Первый человек, который одобрил и помог - это был Председатель районного Совета народных депутатов Смольнинского района г. Ленинграда Грант Аракелович Аракелов. Для регистрации нужны были деньги, и решением народных депутатов выделили сумму, необходимую для регистрации. Тут же помогли с предоставлением площади во всех КОСах района и глава Администрации А. В. Чаус, заместитель главы Г. В. Веникова, депутат районно¬го совета, председатель фонда социальной защиты Л. В. Усьярова, заведующая отделом социальной защиты Л. Н. Калачева. Поддерживала, одобряла, помогала Е. Г. Раутиан - бесценный кадр «третьего сектора» - председатель общественной организации «Сочувствие».

Другой вопрос: «Зачем?». Помочь социально незащищенным, обкраденным, растерявшимся, ставшим социально ненужными, не могущими в одиночку постоять за себя людям, в первую очередь - пожилым и старым людям.

Самая большая ценность созданной артели - не в том, что мы латали, шили, пороли и чинили, а в том, что мы брали за работу в полцены господствовавших тогда расценок. Любой председатель райисполкома, куда бы я ни обращалась, разрешал работать без аренды, бесплатно. Но, столкнувшись с налогообложением, не хватало рубля на приобретение хозяйственного материала для работы арте¬ли (нужны были нитки, резинка, ножницы и т. д.), и добрые люди в налоговой инспекции сказали, что если бы ар¬тель была при обществе инвалидов, то мы бы не так задыхались от безденежья. 1992 и 1993 годы обогатил меня опытом социальной работы, кроме помощи в виде исполнения заказов и разворачивания рабочих мест, захотелось попробовать себя в других формах. В эти годы я впитывала в себя опыт работы райсобеса, горсобеса, исполкома, гуманитарного фонда, общественных организаций: ветеранов войны (пенсионеры) и правоохранительных органов, жителей блокадного Ленинграда, Всероссийского обществ инвалидов, ВОС, общества глухих, «Мемориала», Центра по работе с некоммерческими организациями, «Ева», ГАОРДИ, Хэсэд-Авраама, Русско-финской сети, и др. Поняла, что необходимо создать городское общество инвалидов «Бабушки и дедушки», которое и родилось 10 сентября 2003 года.

В те годы нужно было иметь 10 соучредителей. Радостно сознавать по сей день, что все, кому я предлагала принять участие, соглашались. И президентом была избрана директор ДЛТ Людмила Николаевна Андреева. Горизонты рас-ширились. У нас появились программы деятельности по направлениям: социальное, оздоровительное, культурно-массовое, связь поколений, контакты, научная деятельность, создание коллекций, организационная работа. И каждый год мы оказываем помощь и, как называют нашу деятельность в отделе социальной защиты, оказываем услуги.

В стратегические планы общества по сей день входит несколько задач.

Первая - продлить жизнь человека, в первую очередь пожилого человека, того, кто уже не работает. Вторая - дать возможность хотя бы на время забыть о болезнях, поэтому, когда люди приходят в наше Общество, слов о недомоганиях почти не услышишь, ибо тематика всемерно подчинена вопросам большой этической и эстетической ценности. Третья - вселить надежду на то, что всегда при¬дет помощь, когда будет надо (думается, что любое общественное объединение всегда должно давать надежду, если и не материальную, то моральную, психологическую).

Социальная реабилитация - самые первые наши ша¬ги — заключалась в получении и распределении продуктов и вещей гуманитарной помощи.

Организация питания, социальное попечение нуждающихся в больницах и на дому, юридические консультации, оказание помощи пенсионерам в поиске работы, деятельность созданной «Артели “Бабушка"», участие в Программе «100 лучших товаров России» (Моск¬ва, 2002 год), XX федеральной оптовой ярмарке товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности (Москва, 2003 год), выставке некоммерческих проектов и услуг «Социальный Петербург: новые решения» (Санкт-Петербург, 2003-2007 годы), конференции «Человек и его здоровье» и выставке «Трудовой потенциал инвалидов» (Санкт-Петербург, 1994-2007 годы), выставке «Забота, помощь, милосердие» (Санкт-Петербург, 2007-2008 годы).

Социальная программа, когда человека в первую очередь надо накормить и одеть, осуществляется благодаря гуманитарной вещевой и продуктовой помощи отечественных и зарубежных дарителей, ибо Русь и, наверное, вся планета имеют очень много милосердных людей. И добрых людей всегда больше, чем злых.

Осуществление оздоровительной программы помогает людям укрепить свое здоровье благодаря проживанию на личной даче Т. А. Постреловой летом. Несколько чело¬век одновременно могут приезжать на дачу и жить там не¬сколько месяцев. Кроме свежего воздуха, трав, лугов, леса, купания в озере, рыбалки, выращивания цветов совместное проживание дает людям чувство локтя, коллективизма, сплачивает.

В этой дружной атмосфере все чувствуют себя од¬ной семьей.

Осенью, зимой и весной в рамках оздоровительной программы проходит получение и распределение лекарств, осуществляется адресная помощь, поддержка нуждающихся морально, предоставление информации об особенностях процесса старения, регулярные консультации терапевта, способствование госпитализации.

Оздоровительная программа, когда стареющему человеку нужно помочь, чтобы он не разучился читать, писать, говорить, излагать свои мысли, чувства, желания, может быть охарактеризована как активная форма помощи в отличие от пассивной, в основе которой лежит лишь предоставление продуктов, вещей, лекарств. И один из хороших рецептов - стимулировать деятельность, будь то приготовление пищи, канцелярская работа, купание в озере, физкультура, копание в земле. В Обществе два раза в неделю стараемся проводить бесплатные занятия «аэробикой» и на велосипедном тренажере летом, кроме того, члены Общества осуществляют уборку, мастерят поделки, создают сувениры, чтобы потом их дарить друг другу.

Бабушки и дедушки дружат с детьми, внуками, школьниками, студентами. Наши внуки приходят на праздники, помогают во время будней, на даче занимаются с нами физкультурой и ходят с нами в лес за грибами; во время торжественных чаепитий ведут видео и фотосъемку, работают как художники и дизайнеры, создавая стенгазеты, стендовые доклады, оформление интерьеров в виде часто меняющихся выставок. Много лет мы дружим с учащимися школы № 165, школы № 80, гимназии № 209, профессионального лицея кулинарного мастерства. Десанты в школу, когда в каждом классе по два ветерана рассказывают о своем участии в Великой Отечественной войне - хорошее патриотическое воспитание. Можно перечислить посещения в торжественные дни концертов, которые дают школьники для нас, ветеранов, посещение наших торжественных вечеров студентами и школьниками, многолетняя помощь в проведении застолий студентами лицея кули¬нарного мастерства, неоднократные в течение каждого го¬да совместные поездки с подростками и молодежью по местам боевой славы, в различные музеи.

Называем мы эту программу «Связь поколений». Все годы мы отмечаем «День знаний», «День пожилых людей», «День инвалида», Новый год, День Победы и День полного снятия блокады, и всегда привлекаем наших детей и внуков. Таким образом в них воспитывается нежность, доброта, милосердие, патриотизм и другие гуманные прекрасные качества. Молодежь приходит в дом, где все друг друга знают. С детьми у нас бывают праздники 5-6 раз в год, но дети любят приходить в Общество и без таких торжественных поводов: они приходят просто помочь, пообщаться, поучиться. С детьми всегда интересно работать, и у пожилых людей на душе становится тепло. Кроме того, мы собираем все старые игрушки, мы их моем, ремонтируем и хотим организовать выставку игрушки, а в перспективе - создать музей истории игрушки «Куклы нашего детства».

Совместные мероприятия со школами, проведение детских праздников, выставок «Бабушки и внучки - золотые ручки» - важная работа.

Следующая программа - культурно-массовая, содержащая много разных направлений: это посещение музеев, выставок, лекций, театров и концертных залов, участие в экскурсиях, еженедельных посиделках, проведение регулярных торжественных вечеров, организация работы кружков, создание музейных коллекций «Бабушкин сундук», «Архив времени», «Куклы нашего детства», «Старая квартира», «Жизнь в деревне», «Мода нашей молодости и других эпох» и своеобразной школы доверия.

У нас в клубе провозглашен девиз: «Чтобы никогда не погасла лампада», «Чтобы всегда горела свеча», «Чтобы всегда кипела вода в котелке» - чтобы всегда человек мог получить из источника энергии искорку. И этот девиз нас поддерживает морально, психологически. Например, когда работает наш клуб, то на огонек всегда приходят бабушки и дедушки. «Бабушкина лавка» живет и говорит, и поет, и делится своими чувствами.

Практика всех этих лет показала, что люди с разным уровнем эстетического воспитания, культуры и отношением к слову «красиво» становятся единомышленниками. Торжественные вечера требуют от членов Общества обязательной внешней подтянутости, красоты: создания при¬чески, наведения макияжа, переобувания, надевания лучших платьев. А как трудно в 70-80 лет надеть туфли! И после каждого вечера мы звоним всем присутствовавшим и благодарим за прекрасную форму.

Культурно-массовая программа - это и клуб, и посещения театров, музеев, и занятия в кружках, совершенствование своих профессиональных навыков, приобретение новых знаний (участие и получение диплома в конкурсе «Сто лучших товаров», «Трудовой потенциал инвалидов», «Серебряная нить»).

Клубная работа вдохновляет наших поэтов, рождают¬ся новые стихи. В рамках этой работы у нас часто проходят встречи с интересными людьми, к нам приходят ученые с чтением лекций, которые помогают не только узнать что-то новое, но и обсуждать важнейшие события в истории страны, что произошло в жизни города и к каким по¬следствиям это событие привело. Рассказы из жизни ветеранов привлекают большой интерес членов общества интересными фактами биографии, когда удается найти баланс между строгой исторической фактографией и событиями, особой научной ценности не имеющими.

Клуб - это и интереснейшая работа по ведению летописи организации: дневники, фотоальбомы, видеокассеты, различные планы, отчеты, протоколы заседаний - создание ценнейшего архива. Это и трудотерапия, заканчивающаяся посиделками, а также игра (домино, лото, шашки, шахматы, карты и т.д.), танцы, пение, капустники. Клуб - это и показ рукотворных изделий, рукоделья - вязания, шитья, плетений, изготовление сувениров, подарков, торжественные вечера, посвященные дням рождения и всяким праздникам.

Научно-организационная деятельность - проведение совместно с исполнительными органами государственной власти общегородских научных конференций и в дальнейшем издание сборников научных статей, посвященных двум-трем темам ежегодно.

30 - 31 мая 2000 года на базе больницы Св. Евгении прошла научная конференция «Медико-социальная по¬мощь инвалидам и пожилым людям силами общественных организаций».

10 - 11 марта 2005 года на базе исторического факультета СПбГУ прошла конференция «Женщины Ленинграда в годы блокады» с дальнейшим изданием книги «Женщина и война».

19 декабря 2005 года - «Современная российская семья: проблемы и перспективы».

28 - 29 апреля 2006 года - «Битва за Ленинград: со¬временные проблемы исследований» с последующим изданием книги «Битва за Ленинград: современные проблемы исследований»;

8 февраля 2007 года - «Роль молодежи в обороне Ленинграда в годы блокады».

15 - 16 мая 2007 года - «Величие и драматизм непокоренного Ленинграда в годы Великой Отечественной вой¬ны» с дальнейшим изданием книги «Величие непокоренного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны» (результат двух последних конференций).

5 октября 2007 года - «Пожилой человек в обществе».

14 марта 2008 года - «Жизнь и быт блокированного Ленинграда».

10 октября 2008 года - «Роль старшего поколения го¬рода в решении проблем безнадзорности и беспризорности вчера и сегодня».

Намечено в дальнейшем провести конференции: «Роль старшего поколения города в решении проблемы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в СССР в годы Великой Отечественной войны и опыт современности», «Дух и культура Ленинграда в тылу в годы войны», «Искусство непокоренного Ленинграда в дни блокады», «Роль Ленин¬града в победе в ВОВ», «Отношения с Германией стран Востока в годы войны». Результатом прошедших конференций являются вышедшие в свет сборники научных статей. Эти конференции строятся на участии профессорско-преподавательского состава вузов города, научных сотрудников институтов, архивов, музеев, студентов и даже школьников.

Еще одно, сравнительно новое направление, - собирательство, коллекционирование, создание маленьких, тематических «музеев». Кое-какие мысли уже изложены в ряде статей и статеек в сборниках Публичной библиотеки им. В.В. Маяковского, в тезисах конференций «Человек и его здоровье».

Что послужило поводом работы в этом направлении? Прекратилось поступление вещевой гуманитарной помощи из-за рубежа, мы стали принимать вещи от населения города, но не все «подарки» разбирали члены нашей организации, да и не все подарки нужно было раздавать. Была одежда 40, 50, 60-х гг., изготовленная советскими фабриками. Их место в музее, и мы стали откладывать ве¬щи для передачи в музей. Накопили уже семь мешков, а передать некому, да и жаль: хочется самим устраивать де¬филе, показы коллекций одежды под названием «Мода нашей молодости и других эпох». Думается, что демонстрация перед пожилыми и старыми людьми одежды, которую они носили, сопровождая музыкой тех времен, поможет вернуть им молодость, придаст новый импульс позитивной жизненной энергии, сыграет роль своеобразной арттерапии. А для тех, кто еще не стар, кто не жил в сороковые-семидесятые гг., это Портрет эпохи, детальная характеристика времени.

Еще мы собираем любые предметы быта (чайники, кастрюли, фарфоровая и стеклянная посуда, керосинки, керогазы, утюги, примуса, радиорепродукторы, патефоны, пишущие и швейные машинки и т. д.); пластинки, фото¬графии, почетные грамоты, письма, дневники, открытки, школьные принадлежности (школьные формы, ручки, чернильницы и всякие другие «штучки», чему мы учимся у музея Истории Санкт-Петербурга). Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ) СПб надоумил собирать вырезки из газет, посвященные истории Петербурга, вопросам искусства, современным проблемам общественной жизни. Мы предлагаем членам на¬шей организации писать воспоминания, чтобы внести по¬сильный вклад в развитие господствующего направления «живая история» и «архив времени».

Предметы нашей коллекции позволяют развернуть и такие тематические выставки, как «Бабушкин сундук», «Старая квартира», «Домик в деревне». Для этого у нас есть и мебель: шкафы, столы, стулья, занавески, скатерти, дорожки, салфетки. А для «Домика в деревне» - ухваты, чугуны, рубель, подзоры, накидки, вышивки, скатерки, половики, прялки, деревянные ложки и многое другое.

Контакты - тоже необходимая и очень интересная программа. Четыре сектора, существующие в городе (государство, бизнес, СМИ, НПО) дают возможность общаться с активными, интересными, удивительными, яркими, талантливыми, одаренными, неординарными людьми, способными очаровывать. И когда мы к кому-нибудь обращались, нам никто ни в чем не отказывал. Так, например, с первых же шагов мы получали помощь, поддержку, пони¬мание проблем от сотрудников ДЛТ, «Трибуны», «Экватора», отелей «Европа» и «Астория», Водоканала, фабрики им. Крупской, «Азарт», компании «Каравай» и др.

Бабушки и дедушки насыщены предложениями: посетить спектакли, музейные экспозиции, съездить на автобусе по местам боевой славы или по «Жемчужному оже¬релью» дворцов и храмов. Контакты дают возможность общения с работающими общественными организациями и изучать их опыт.

Одно из традиционных и классических направлений работы - организационная программа. Как можно обойтись без планов, отчетов, протоколов, кассовой книги, ведомостей получения и раздачи лекарств и одежды, архивных материалов - дневников, фотоальбомов, видеозаписей, подборок газетных материалов о «Бабушках и дедушках», дипломов и грамот за все наши победы, создание многогранного банка данных, увеличение числа членов Общества, работа с корреспонденцией, с координаторами, диспетчерами, создание контактов с организациями, государственными и общественными как в Санкт-Петербурге, так и вне нашего города и зарубежными.

Повторюсь, что лаконичное перечисление программ не раскрывает, естественно, сделанного за все эти годы. Поместить в короткой брошюре календарный отчет невозможно, да и неразумно. Гораздо важнее обратиться к аналитическому отчету с проецированием в будущее, дабы высветить стоящие перед нами задачи и проблемы.

Самое важное для улучшения качества и условий жизни - решение проблем социальной программы. Новые формы социального обслуживания, необходимые для реабилитации, должны включать санитарно-гигиенические услуги, патронажную помощь, уборку квартиры, предоставление вещей и продуктов. Гораздо труднее все это изыскать. Много лет мы мечтали, но пока не смогли реализовать, осуществить объезд инвалидов с тем, чтобы помочь им реализовать то, что они делают своими руками, т.е. результаты надомного труда. Сложившаяся в стране социальная ситуация, которая характеризуется выросшим средним классом, наиболее платежеспособным, позволяет реализовать предметы, созданные инвалидами и пожилыми, старыми людьми. Кроме того, представители среднего класса чаще пользуются надомным трудом инвалидов и пожилых людей, что позволяет работодателю в какой-то мере быть меценатом, а исполнителю - самореализоваться и немножко материально поддержать себя.

Социально-реабилитационной формой явилась предоставленная частная дача, что может служить примером для подражания, использовать этот опыт можно и на других дачах. Расширение таких частных пансионов позволяет решить проблему оздоровления пожилых, старых и не-здоровых людей. В рамках оздоровительной программы жизнь на даче позволяла работать в саду и даже знакомиться с литературой о русском, итальянском, английском, французском садах, осуществлять воздушный театр, когда используются натянутая бельевая веревка и шторы или простыни. А вот огород для выращивания кабачков, огурцов, зелени, думается, делать необязательно (это закабаляет человека). Но очень любопытно разводить огород поваренных трав. Больших знаний и опыта требует создание дерновой горки с террасами, альпийской горки, создание клумб по китайской методике - набор цветов в горшочках, что позволяет видеть клумбу всегда цветущей. Все вышесказанное, все перечисленные начинания, планы, их реализация, опыт общественной социальной ра¬боты дает право и является основанием строить дом - планов громадье - на будущее. Преступно было бы не строить планы.

В 1993 году российское государство было молодо и все было как-то легко, просто; сегодня более запрограммировано, более жестока жизнь, труднее находить остаток денежных средств при расходовании пенсии, сложнее и многообразнее для общественного объединения финансовые и другие отчеты и т. п. Но «Бабушек и дедушек», по большему счету, это не коснулось: все 15 лет для нас в кабинетах работают чрезвычайно вменяемые люди. Лишь за последние 2-3 года к нам проявляли внимание, оказывали помощь, поддержку все большее количество людей и организаций. Так, например, жители города приносят вещи, госучреждения дают билеты в театры и в концерты, приглашают на экскурсии, оплачивают часть суммы за аренду площади, предоставляют залы для проведения научных конференций, профессорский и научный мир города делает доклады, мы выигрываем конкурсы на получение грантов, собираем научные статьи, издаем книги. Ощущения, что нас - пожилых, старых, ветеранов и не ветеранов, блокад¬ников и не блокадников, все любят, все нам помогают, и это кажется нам само собой разумеющимся.

У каждого, участвующего в наших программах, начертано в душе: «Я люблю тебя!», и эта любовь проявляет¬ся в активной форме в делах членов Общества, вселяя уверенность в каждого, что его любят, о нем помнят, о нем заботятся.

Накануне юбилея заседание оргкомитета по подготовке мероприятия проходило весело и шумно: тряхнули стариной, вспоминали дела, что остались за плечами, поминали ушедших, которые живы в наших душах и памяти, строили словесные портреты ... Это - история об очень разных людях, но в то же время в чем-то похожих друг на друга, это - история о милосердии и любви к людям, о та¬кой любви, которую еще называют жертвенной. И на этом заседании мы убедились, что есть связующий цемент, который сплотил нас. Это - трудности 1990-1995-х годов, этика взаимоотношений, когда нет служебной подчиненности, субординации, все равны, как в римском форуме или новгородском вече. Витал дух любви и народное чувство братства, отзывчивости и чуткого отношения друг к другу, и все бабушки-волонтеры готовы были петь и смеяться как дети, впадать в детство и молодеть.

Многие тяжелые моменты пройдены, они есть и сейчас, вероятно они будут и впредь, но они скрыты для большинства, не все думают и кричат: «Что дают?», больше слышишь: «А что сделать?»; не все планируют не продлевать договор аренды, а дают грант, оплачивают офис. Жить надо по-доброму, широко, свободно.

Мы уже не молодая, плывущая в бурных водах, компания, стремящаяся выжить и вытащить на наш плот надежды страждущего. Мы знаем цену бесконечного, подчас изнурительного, бесплатного коллективного труда, ощущаем непонимание некоторых, но все это перекрывает ра¬дость, счастье, которые создаются делами милосердными, и делают глаза благодарными, трепет души обогревшего¬ся. Одна из движущих, цементирующих нас сил, - это вечный поиск новых дел, программ, жажда эксперимента.

Не ставя перед собой задачи, решаемые правительством и Государственной Думой, общественная организация «Бабушки и дедушки» планирует строить работу по плечу, что находит отражение в появлении все новых и новых программ, в усовершенствовании и усложнении программных планов, не отказываясь при этом от самой глав¬ной нашей цели - оказания социальной помощи: накормить и одеть. Основное увлечение на сегодня - «копание», сортировка, классификация вещевой помощи, поступаю¬щей от населения Санкт-Петербурга для коллекции «Мода нашей молодости и других эпох». Можно показом костюмов, комплексно представленных, в сопровождении музыкальных отрывков, относящихся ко времени тех лег, которые представлены модой, не только радовать пожилого зрителя благодаря ассоциативному ряду, но и в какой-то мере учить истории костюма. А дальняя задача - создание в городе музея моды. Такой своеобразный клуб может быть и одним из проявлений волны ностальгии по всему, что было, что давным-давно уплыло.

То же историческое, художественное, ностальгическое можно отнести и к желанию создания коллекций «Старая квартира», «Бабушкин сундук», «Жизнь в дерев¬не», «Куклы моего детства». У пожилых и старых людей хранятся предметы быта, учебы, службы, которые должны найти свое 'место в музеях нашего города. И об этом следует в обществе говорить, разъяснять, напоминать все время нашим членам организации. Надо заводить архивы, дарить в музеи, библиотеки, архивы. Нам не найти керосинки, керогаза, солдатский котелок 1914 года, галоши 1920-х годов, школьную мальчиковую форму 1945 года и другое, чтобы передать нуждающимся в этих вещах музе¬ям. Посему задача общественных организаций, создавая коллекцию - сохранить некую особую эстетику, как и фактографию, историзм, этику и др., чтобы помнили пред¬ков и гордились историей страны.

Еще одна из основных задач - работа над версиями социологов из фонда «Общественное мнение» (ФОМ), которые предлагают следующую классификацию живущих сейчас поколений. Это - следующие 8 поколений, предлагаемые ФОМом:
сталинское поколение до 1936 г. р.;
хрущевское поколение 1936 -1943 г. р.;
гагаринское поколение 1944 -1951 г. р.;
брежневское поколение 1952 -1959 г. р.;
сусловское поколение 1960 - 1967 г. р.;
горбачевское поколение 1968 - 1974 г. р.;
ельцинское поколение 1975 - 1982 г. р.;
путинское поколение 1983 - 1990 г. р.

Пожилые и старые члены организации, которые были свидетелями перемен, произошедших благодаря их почитаемым героям, могут привнести в обширный ряд гуманитарных наук много нового и полезного для настоящих и будущих исследователей, а ценность воспоминаний и в том, что пронзительный рассказ является благотворной основой для художественного, литературного творчества.

Собирательству уступает такая более значимая, более интересная деятельность как разработка тем будущих конференций, которые не разработаны учеными гуманитарных наук на современном этапе. С 2000 года общество «Бабушки и дедушки» входит с предложениями в Комитет по труду и социальной защите населения, в Комитет по науке и высшей школе, в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Национальный благотворительный фонд по проведению научных городских конференций на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Тема, да¬та, место, время, включенные в перечень городских мероприятий, подписанные губернатором, становятся обязательными к исполнению. Паше общественное объединение организует, проводит конференции, собирает статьи, далее - выходят книги и становятся на полки и ждут наших детей, внуков, правнуков. Это восхитительно! Никогда не приходилось иметь постоянные деловые научные контакты с большим количеством ученых Санкт-Петербурга, занимающихся разработкой проблем в области истории нашего Отечества XX века, в рамках 1941 - 1945 годов, то есть Великой Отечественной войны.

Впереди - «проповедование» таких программ, как у нас, такой этики, как у нас. Всегда и везде в общественной организации должны быть отношения равных людей, все должны нести ношу дел и созидания, а не потребления. Поэтому постановка и совершенствование общественной и политической культуры - одна из дорог совершенствования своей личности, повторяя заветы Серафима Саровского: «Спаси себя сам и вокруг тебя спасутся многие». И вокруг таких сильных фигур обязательно образуются высокоэтическое окружение. Самая главная задача человека - успеть вместе что-то сделать - будет осуществлена благодаря наличию единомышленника.

Завершая исторический очерк о нашей трудовой и развлекательной деятельности за прошедшие 15 лет, то есть аналитический отчет, хотелось бы остановиться на двух пунктах: во-первых, осуществить все наши планы оказалось возможным только лишь благодаря пониманию проблем и поддержке всеми партнерами, с кем мы работа¬ем (это, естественно, государственный сектор, бизнес-сектор, но в очень небольшой степени, и третий сектор - общественные объединения, а также СМИ, которые следует выделить в очень влиятельный четвертый сектор). Во-вторых, инициатором, вдохновителем, организатором, исполнителем являются члены нашей организации. Это те люди, которые все время поют: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный прыгатель, вечный бегатель», но если говорить серьезно, то мы поем: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья». Анализируя совершенное, позволим себе повторить неустареваемую истину Библии: «Не хлебом единым жив человек», но и словом и делом.

И в XXI веке все так же, как и в XX веке, у бабушек и дедушек высоко развито чувство добра, не устарел гуманизм, им чуждо желание жить в соловьином саду, куда «не доносятся жизни проклятья». В борьбе за Победу, за восстановление страны и реконструкцию, за достижение самосовершенствования и возможность оставаться сами со¬бой, протекает их бытие. Именно эти импульсы наполняют объединение, получившее название «СПб региональная общественная организация инвалидов, ветеранов, блокад¬ников «Бабушки и дедушки».

Хочется, осмыслив и обсудив, написать книгу о на¬шей жизни, о 15 годах работы, чаяний, замыслов, дружбы и стремления распространить наш опыт окружающим, испытывая счастье от влияния на ситуацию.

Универсальные рецепты счастья невозможны, хотя лидеру всегда думается, что его советы нужны так же, как котенку или щенку волей хозяина тыкание мордой в счастье - молоко.

С 1992 года, создавая в тяжелейших условиях начала перестройки артель «Бабушка», мы окружили себя совершенно несусветной компанией, которая противоречила всем общепринятым законам коммерции: мы принимали любой заказ на оказание услуг, запрашивая цены на 50% ниже существующих в городе. Мы встали в круг и жили под девизом: «Я твой друг и ты мой друг». Свежеиспеченные модельеры, закройщики, портные, вязальщицы, приемщицы, парикмахеры, кассиры, уборщицы и даже менеджеры (как теперь мы называем профессию) были одухотворены наличием трудовой и даже профессиональной деятельности, и благодаря появившейся возможности зарабатывать, из бутона в пышный цветок расцветшим милосердием. Они устраивали примерки, душевные разгово¬ры с заказчиками, таскали домой заказы многими кило¬граммами и начинали дружить с коллегами «по цеху». Так родилась дружба, которой уже 16 лет. До сих пор мы вспоминает с благодарностью широкий жест руководства многих районов: Центрального, Петроградского, Калининского, Василеостровского, Приморского, Курортного, Невского и других. Все главы администраций разрешали безвозмездно пользоваться площадями, на которых работали и ветераны, и инвалиды, и блокадники, для создания приемных пунктов «Артели».

По каким экономическим законам и нормам была по¬строена артель - непонятно, но она была феноменальна. Заложенные принципы бескорыстия и милосердия живут по сей день, но и «дикий Запад» часто берет верх. В родившейся из зародыша артели «Бабушка» общество инвалидов уже с дедушками, было открыто всем приходящим, расположено к новым знакомствам, нас не интересовала причина желания стать членом нашей организации, считали: «Если подал заявление, значит - человеку хочется, а может быть ему что-то надо, и сможем ему помочь». И, за¬бегая вперед, сможем констатировать, что мы, кажется, стали нерасторжимы. Убежденность в необходимости объединения утверждалась из года в год, чему способствовала практика, опыт и бесконечная учеба. Ведь вывели гериатры США и, может быть, ученые других стран, что долголетию способствует и обучение пожилых и старых людей новым знаниям, навыкам, либо совершенствование профессионального трудового богатства. А еще определяющая - это самоотверженность большего числа объединившихся: все время приходится осуществлять бескорыстное служение, т. е. работать, работать, работать... Выдерживали не все.

Трудности за эти годы были, были и бывают разные, разные, разные. Но прекрасных - умных, добрых, высоко-нравственных, милосердных, душевно, по-человечески живущих и работающих, честно исполняющих свой долг людей больше, чем бессердечных. И по сей день наше кредо: «Нет проблем», «Бедный поможет от полного сердца не хуже, чем богатый», «Мы - россияне можем и без гуманитарной помощи западных государств помочь себе сами». Так и живем, помогая себе сами. Но в 2008 году та¬кой прекрасный коллектив, как «Бабушки и дедушки» впервые был «награжден» грантом Национального благо¬творительного фонда. И наше маленькое общество не только должно и впредь сохраниться, но и продолжать экспериментировать, показывать бодрость, стойкость, выживаемость.

И такие общественные организации, как мы, да и мы, в первую очередь, будут жить долго и счастливо. И никаких материальных, физических, душевных, духовных затрат не жалко ради улыбки старого человека.


2008 год





Категория: Т.А. Пострелова | Добавил: way (25.08.2013)
Просмотров: 673 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0