Главная » Статьи » Врожденные основы нашего поведения » Наше поведение |
Воспроизводство популяции для обретения будущего
Сохранение численности популяции на постоянном уровне возможно при рождении союзом мужчины и женщины не менее двух детей. Каждый человек готовит себе замену. Учитывая преждевременную смертность, нежелание части особей создавать семью, рожать, есть необходимость в незначительном увеличении количества детей, компенсирующего имеющиеся объективные потери. В идеальном варианте – при отсутствии смертности в детском и репродуктивном возрасте, одной среднестатистической женщине достаточно родить одну дочь. В среднем эта ситуация соответствует двум детям разных полов на одну мать. При такой рождаемости численность популяции считается стабильной, достаточной для выживания.(1) В реальной жизни идеального варианта недостаточно. От детской и репродуктивной смертности никуда не деться. Ее уровень оказывает влияние на плодовитость. Чем выше смертность, тем выше должна быть плодовитость женщин, которая не зависит от числа способных к размножению мужчин. Один мужчина может вступить в репродуктивные отношения со многими женщинами. Каждый вид живых существ имеет свой верхний предел плодовитости (потенциальную плодовитость). У среднестатистической женщины (большинства) он составляет 6 – 11 детей.(1) В далеком прошлом продолжительность жизни древнего человека составляла 25 – 27 лет. Половое созревание женщины наступало к 15 годам. Длительность беременности составляла около года. Как правило, рождался один ребенок. Первобытные люди – собиратели и охотники, добывали пищу, которую можно было пережевывать лет с трех, когда вырастали зубы. До этого ребенок получал грудное молоко. После трех лет он уже мог есть пищу взрослых членов группы. Ученые полагают, что пока женщина кормила ребенка молоком, следующая беременность не наступала. Если условия позволяли, были благоприятными, женщина могла за жизнь родить троих детей и умирала до наступления младшими самостоятельности. С таким уровнем плодовитости численность популяции поддерживалась, но росла медленно. Дети погибали от нападения хищников, полученных травм, голода. Редко - от заразных болезней. Жизнь проходила в небольших, изолированных группах. Шанс получить инфекцию был низкий. Освоение и развитие новых источников пропитания - земледелия, животноводства привели к росту численности популяции приблизительно в 10 раз. Чем была лучше земля, тем выше была плотность проживания на ней. В очагах земледелия активно распространялись наиболее заразные – детские заболевания. Детская смертность росла, так как рост плотности создает благоприятные условия для распространения инфекций. Она компенсировалась рождаемостью, на рост которой оказывали влияние следующие факторы: ![]() ![]() Ситуация с рождаемостью улучшилась. Женщины рожать стали чаще и дольше. Тем не менее, она только-только компенсировала высокую детскую смертность. В таких тяжелых условиях у занимающихся земледелием народов поддерживалась установка на полное использование потенциала рождаемости. Религии этих регионов требовали от женщин рожать и рожать, покрывая позором бесплодных, малодетных, не желающих иметь детей. В течение 1700 лет нашей эры численность человеческой популяции увеличилась с 200 млн. до 500 млн. Это свидетельствует о том, что у среднестатистической матери выживало чуть больше двух детей. Высокий уровень рождаемости формировал культуру любви к детям, но легкое отношение к их смерти (общеизвестное «Бог дал, Бог взял»). Промышленное, научно-техническое развитие привело к преобладанию в обществе малодетных семей. Улучшение качества гигиены и медицины способствует снижению детской смертности, увеличению продолжительности жизни. В новых условиях воспроизводство популяции может осуществляться за счет более низкой рождаемости, реализуя стратегию заботы. Уровень смертности в детском и репродуктивном возрасте, в основном, зависит от условий среды проживания (экология, экономические успехи общества, др.), образа жизни и находится во взаимосвязи с биологическими механизмами регулирования численности населения, которые реагируют на него с помощью различных стратегий воспроизводства потомства. Эти механизмы регулируют плодовитость популяции помимо и вопреки человеческому сознанию. Действуют не в человеческом времени (для нас медленно). Оказывают влияние на социальную жизнь, культуру популяции, ее быт, обычаи, традиции, религию. Стратегиями воспроизводства потомства являются: ![]() ![]() При реализации стратегии заботы рождается немного детей (низкая рождаемость). На них тратится много энергии. Родившихся оберегают, всячески о них заботятся. Уровень заботы о потомстве высокий, его смертность при этом низкая. Реализация стратегии количественного вброса способствует рождению большого количества детей (высокая рождаемость). Работает принцип – все не умрут, кто-нибудь да выживет. Эта стратегия характеризуется низким уровнем заботы о потомстве, легким отношением к детской смертности. Человечеству свойственна стратегия заботы. В определенных условиях воспроизводство может сдвигаться в сторону стратегии количественного вброса. В стабильных популяциях рождаемость соответствует смертности. Общество материального благополучия, выделяющее успешно работающие средства для снижения детской смертности, способствует снижению рождаемости, переходу от стратегии количественного вброса к стратегии заботы. Высокая плотность населения, его бедность делают высокую рождаемость неизбежной, компенсирующей высокий уровень смертности. Малочисленные народы из-за своей изоляции и бедности могут иметь невысокую смертность и рождаемость. Заселение их земель новыми людьми часто приводит к росту детской смертности при отстающем от него росте рождаемости, который приводит к уменьшению численности популяции. Разные государственные программы, призванные регулировать рождаемость, вмешиваются не только в частную жизнь людей, но и биологические популяционные механизмы. Люди с помощью традиций, обычаев, законов, воли могут контролировать свое репродуктивное поведение, но это вовсе не значит, что они сознательно в силах влиять на численность сообществ на популяционном уровне. Численность популяций контролируются популяционными механизмами, а не нашим коллективным сознанием. Действуют они правильно, но медленно, не поспевая за быстро изменяющимся временем. Предпринимаемые попытки искусственно стимулировать рождаемость в имеющих стабильную или снижающуюся численность популяциях обречены на неудачу. Средства массовой информации могут с большим энтузиазмом сообщать о том, что экономические меры, прямое вмешательство в личную жизнь человека, семьи положительно повлияли на рождаемость. Через некоторое время становится ясно, что это результат либо кратковременного естественного скачка, совпавшего с бравурными реляциями, либо всплеска реакций на выделение средств, страха перед наказанием, патриотической пропаганды. Наглядным примером бессмысленности насильственного воздействия на численные показатели является Франция. Численность ее населения стабилизировалась около 100 лет назад. С этого времени делалось немало попыток стимулировать рождаемость. Были и патриотические призывы, и запугивания гибелью страны, и уголовная ответственность за аборты, и материальная поддержка многодетных. Тем не менее, количество французов особо не изменилось. Жестко реализуемые государственные программы в сфере искусственного ограничения рождаемости в китайском и индийском исполнении дали весьма скромный результат. Стоило только ограничивающим кампаниям ослабевать, темпы рождаемости восстанавливались. Принудительность трудно взаимодействует с естественностью. Стимуляция рождаемости в условиях демографического взрыва, существенное увеличение численности человеческого сообщества выгодны: ![]() ![]() ![]() Популяционные потребности в воспроизводстве населения находятся в тесной связи с культурой. Такую зависимость можно проследить на примере отношения общества, государства к такому явлению, как гомосексуализм. Культуры разных государств в разное время относились к нему в диапазоне: лояльное – нетерпимое отношение. Самое нетерпимое отношение к гомосексуалистам демонстрировала фашистская Германия, которая физически их уничтожала. Замечено, что чем выше плотность популяции, тем лояльнее отношение к людям, придерживающимся нетрадиционных половых отношений. Гомосексуализм можно рассматривать как ответ человеческого сообщества на сложившуюся демографическую ситуацию. Чем выше уровень перенаселенности (плотности населения), тем выше уровень внутрипопуляционной конфликтности, борьбы за мужчин и женщин. В данной ситуации врожденные механизмы подталкивают часть общества добровольно отказаться от размножения, снижая таким образом темпы рождаемости, достижения высоких значений перенаселенности. Отказ в виде переключения внимания на особей того же пола позволяет снизить вероятность существенного ухудшения ситуации в сфере перенаселения. Таким образом, гомосексуальное влечение, как один из способов торможения роста рождаемости, работает на оптимальное воспроизводство сообщества. Там же, где концентрация и численность индивидов мала, отношение к гомосексуализму резко негативное. Культура таких сообществ нетрадиционные сексуальные отношения преследует. Они являются опасностью для воспроизводства населения. Регулирование рождаемости возможно с помощью предохраняющих от зачатия специальных средств, медицинского освобождения от плода. Несет в себе конфликт этического характера, затрагивает вопрос ценности жизни. При слиянии мужских и женских клеток (гамет), образуется оплодотворенное яйцо (зигота). Оно является представителем мира жизни. Убить его – убить живое. Это акт агрессии против жизни. Именно поэтому предотвращение образования яйца с помощью контрацептивов предпочтительнее аборта. Семейная ячейка представляет собой сложный механизм производства, защиты и выращивания потомства. Ограничение рождаемости или же настойчивые призывы по увеличению количества детей к людям, по каким-либо обоснованным причинам не готовым к этому, может вызвать ослабление интереса к образованию семейных союзов, пребывания в них. Избирательный допуск к возможности производства детей подрывает принцип социального сотрудничества. Все это может способствовать возникновению и развитию межличностного, социального дискомфорта. Литература Бутовская М.Л. Кукла Барби как вершина полового отбора (1) Дольник В.Р. Существуют ли биологические механизмы регуляции численности людей? Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей Моррис Д. Голая обезьяна | |
Просмотров: 1979 | |
Всего комментариев: 0 | |