Главная » Статьи » Врожденные основы нашего поведения » Наше поведение

Природные покровители и симбиотические связи человека




Для того, чтобы обезопасить себя от угрозы, можно попробовать вступить в союз с источником опасности, стать для него малопривлекательным, использовать его спокойное, нейтральное или же благожелательное отношение к себе. Это особого рода отношения потенциальной жертвы и хищника.

В далеком прошлом и дети, и взрослые мечтали о покровительстве сильного, страшного хищника. Можно попробовать внушить себе и другим, что такой союз заключен. Это стремление - выдать желаемое за имеющееся, лежит в основе древних культов животных - покровителей.

Для наших далеких предков представляли большую опасность кошачьи, хищные птицы и змеи, врожденный образ которых передавался из поколения в поколение. Страх перед ними, интерес к ним сохранились в нас до сих пор.

Чтобы снять страх, сделать контакт неопасным, люди мечтали о союзе с носителями опасности, получить их расположение через осуществление различных ритуальных действий. Наши предки делали их своими покровителями с помощью первобытных религий.

Подсознательным уровнем вызываемое желание сделать перечисленных чуть выше своими покровителями реализовалось через их многочисленные изображения на гербах, геральдических знаках, знаменах (львы, орлы, грифы, кобры).

Конечно же, это мнимые покровители.

Самый сильный образ опасности-покровителя человека – это химера, представляющая собой соединение частей нескольких хищных представителей природного мира в одном теле. Самая интересная в этом плане химера-покровитель – это грифон (смесь льва, орла и змеи).

Человек активно и охотно на протяжении своего развития вступал и вступает в отношения с растениями (ячмень, кукуруза, др.), животными (собака, овца, др.), микроорганизмами (дрожжевой, пенициллиновый грибок, др.).

Эти отношения называются симбиотическими. Они взаимовыгодны и взаимозависимы. Результат такого рода взаимодействий представлен в широких экологических возможностях человека, который может быть плотоядным и растительноядным, а также разлагателем биомассы.

Одной и весьма интересной из множества страниц истории взаимодействия с животным миром является симбиотическая связь человека с коровой.

Предком домашней коровы является полулесной бык-тур, обитающий в умеренной зоне Европы. На него охотились загонные охотники. Бык имел большую голову (для питания грубой пищей), короткие и тупые, направленные немного вперед и вбок рога (эффективная защита от нападающих снизу хищников), умеренной длины ноги (большие переходы не совершались).

Приблизительно 10000 лет тому назад охотники стали кочевать со стадами, защищали их от хищников. Животные постепенно привыкали к людям, которые для них становились союзниками. Туры с людьми перемещались по путям своих традиционных миграций. Затем, вероятно, охотники научились их менять в своих интересах.

Стада пришли в степи Ближнего Востока. Около 7000 лет тому назад туры и люди пришли в саванну Северной Африки. Территории были богаты травой и опасными хищниками, в значительной степени, кошачьими.

В новых условиях внешний облик быков изменился. Они стали более высокими. Обеспечивая быстрый бег при кочевом образе жизни, ноги стали более длинными, шея более тонкой. Уменьшилась голова из-за качественной, негрубой пищи. Отбор привел к лирообразно изогнутым рогам, защищающим от представителей кошачьих, нападающих сбоку и сверху.

Охотники показали себя хорошими селекционерами, умели создавать элитные линии скота в одном стаде.

Народы Средиземноморья получили быков от кочевников Сахары. Использовались земледельцами вначале на островах, затем уже на Балканском полуострове, Ближнем Востоке, стали есть грубую пищу, на них было одето ярмо.

Тесная связь с этими животными способствовала возникновению культа быка и коровы. Это был союз двух общественных видов, имеющих свою иерархию, нуждающихся друг в друге. Родившийся в таком союзе человек испытывал уважение к размерам, силе быков, восхищение их красотой. Они могли даже казаться сильнее и важнее мужчин, рассматриваться в качестве предполагаемых отцов. Для ребенка корова была кормилицей, он получал от нее молоко. Она выступала в роли и защитницы. Можно было спрятаться у нее под брюхом. Там отличное, безопасное место.

Культ животных-покровителей был для человека естественным, простым. С развитием человеческого общества значение их уменьшалось. Быки, коровы стали просто домашними животными.



Литература
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство
Дольник В.Р. Право на землю





Категория: Наше поведение | Добавил: way (14.09.2013)
Просмотров: 641 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0