Главная » Статьи » НКО » нко

Профессиональные стандарты. Оценка квалификаций. Термины и определения



ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ



Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда1 (Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утверждены приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н).

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного2 партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (Федеральный закон от 1 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Должностные обязанности – описание трудовой функции работника, которую он обязан исполнять в течение рабочего времени согласно занимаемой должности в соответствии с заключенным трудовым договором. Должностные обязанности (в Трудовом кодексе Российской Федерации используются формулировки «трудовые обязанности» и «обязанности по трудовому договору») отражаются в трудовом договоре. При разработке должностных обязанностей используются соответствующие профессиональные стандарты, иные квалификационные характеристики.

Должность (работника) – первичная структурная единица организации, предусмотренная штатным расписанием, замещаемая физическим лицом, отвечающим профессиональным стандартам (при наличии), иным квалификационным требованиям, определяющая его права, должностные обязанности и ответственность.

СПРАВОЧНО. В профессиональных стандартах возможные наименования должностей указываются в разделе «Характеристика обобщенных трудовых функций». Традиционно понятие «должность» относили к служащим. По отношению к рабочим говорили о профессии. Этот порядок сохранился в Трудовом кодексе Российской Федерации. Профессиональный стандарт также оперирует понятием «должность» по отношению к служащим и понятием «профессия» по отношению к рабочим.

Занятие – вид трудовой деятельности, осуществляемый на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход. К занятиям относится любой вид трудовой деятельности, как требующий, так и не требующей специальной подготовки (Приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст.). Занятие является системообразующим элементом Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ).

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (закон «О занятости населения в Российской Федерации»).

Знание (профессиональное) – освоенная работником специализированная информация, методы ее применения и переработки, имеющие существенное значение для выполнения профессиональной деятельности. Необходимые знания, предусмотренные в профессиональном стандарте, являются, в свою очередь, базой формирования необходимых умений, требуемых для выполнения трудовых действий.

Индивидуальный квалификационный профиль – совокупность квалификаций человека, характеризующая его трудовой потенциал.

Квалификация -
1) характеристика профессиональной деятельности, которая определяется ее содержанием (трудовыми функциями), сложностью (характером применяемых умений), наукоемкостью (характером знаний) и ответственностью;
2) совокупность компетенций, обеспечивающих выполнение определенных трудовых функций, подтвержденная в результате оценки и официального признания.

СПРАВОЧНО. Понятие «квалификация» часто используется как синоним профессии, однако они, скорее, соотносятся как вид и род. В соответствии с ФЗ «О независимой оценке квалификации» и подзаконными актами наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, формируются советами по профессиональным квалификациям и утверждаются Национальным агентством развития квалификаций после одобрения Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Уровень квалификации зависит от широты полномочий и ответственности, необходимых при осуществлении деятельности, характера применяемых умений и знаний. Для его определения в Российской Федерации установлена и описана девятиуровневая шкала (см. приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н).

В международной практике используются следующие определения квалификации: официальное выражение профессиональных навыков работника, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровнях (Рекомендация Международной организации труда от 17 июня 2004 г. № 195 о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение); формальный результат процесса оценки и официального признания результатов обучения, получаемый в случае, когда компетентный орган считает, что лицо достигло результатов обучения, соответствующих установленным стандартам (Европейская рамка квалификаций, принята Европейским парламентом 23 апреля 2008 г.).

Квалифицированный труд – труд, требующий специальной подготовки работника, наличия у него компетенций, необходимых для выполнения определенных видов работ (соответствующих трудовых функций, отраженных в профессиональных стандартах).

Компетенция – динамическая комбинация знаний, умений, опыта и готовность применять их для успешной профессиональной деятельности. Компетенция, как составляющая квалификации, находит отражение в профессиональных стандартах при описании трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний, умений.

СПРАВОЧНО. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» термин «компетенция» используется в двух смыслах: 1) при описании результатов образования; 2) при описании полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, а также образовательной организации и органов управления образовательной организацией. В ТК РФ этот термин используется с точки зрения полномочий (например, компетенция комиссии по трудовым спорам).

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)».

Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности рассматривается как компетентность. Это деятельностная характеристика, определяющая готовность работника к реализации приобретенных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности. Компетентность может рассматриваться как синоним квалификации без официального подтверждения (неформализованная квалификация).

В последнее время в отечественной и зарубежной практике активно используется понятие soft skills. Soft skills – сквозные, не связанные с конкретным видом профессиональной деятельности компетенции, которые обеспечивают качественное выполнение профессиональных задач, высокую производительность, успешную карьеру и социализацию работника.

Навык – доведенный до автоматизма прием (способ) осуществления трудовых действий, сформированный в рамках формального и неформального образования и обеспечивающий качественное выполнение профессиональных задач, высокую производительность.

Национальная система квалификаций (НСК) – комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов, государственно-общественных институтов и мероприятий, обеспечивающих управление жизненным циклом квалификаций, повышение качества трудовых ресурсов, оптимизацию трудовых процессов, взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях обеспечения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда. НСК является инструментом согласования спроса и предложения на квалификации.

СПРАВОЧНО. В структуру НСК Российской Федерации входят следующие основные элементы:

Нормативные:
- законодательство – трудовое, об образовании, о независимой оценке квалификации;
- постановления и распоряжения правительства Российской Федерации, приказы Минтруда России, определяющие вопросы формирования и развития НСК, инфраструктуры НСК, разработки и применения профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных средств и др.;
- Национальная рамка квалификаций – уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н);
- профессиональные и образовательные стандарты;
- квалификации.

Информационные:
- государственный информационный ресурс «Справочник профессий» http://spravochnik.rosmintrud.ru;
- сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru;
- сайт по разработке профессиональных стандартов http://pst-c.ru;
- реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций http://nok-nark.ru;
- программно-методический комплекс «Оценка квалификаций» (разработка оценочных средств) http://kos-nark.ru;
- информационно-аналитическая платформа «Опросы» (мониторинг развития профессий) http://opros.rosmintrud.ru.

Организационные:
- система независимой оценки квалификации, система профессионально-общественной аккредитации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения.

Методические:
- документы ВНИИ труда и НАРК по вопросам НСК;
- отраслевые рамки квалификаций.

Независимая оценка квалификации – оценка соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации с подтверждением соответствия свидетельством о квалификации (см. федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 г. №238-ФЗ).

СПРАВОЧНО. Участники системы независимой оценки квалификации:
- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
- Национальное агентство развития квалификаций;
- советы по профессиональным квалификациям;
- центры оценки квалификаций;
- работодатели;
- соискатели;
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Формирование системы независимой оценки квалификации потребовало введения и нормативного закрепления новых понятий:
- соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся в том числе по направлению работодателя в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации;
- оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации – комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена.

Область профессиональной деятельности – совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда).

СПРАВОЧНО. Перечень областей профессиональной деятельности представлен в реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности) и включает соответствующие наименования областей: образование, здравоохранение, социальное обслуживание, финансы и экономика, юриспруденция, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика и т. д. (приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»).

Объект (предмет) труда – явление, предмет, процесс, всё то, на что направлено воздействие человека в процессе трудовой деятельности в целях производства различных благ для удовлетворения собственных потребностей либо выступающих в качестве товара, предназначенного для реализации на рынке.

СПРАВОЧНО. Понятия «объект» и «предмет труда» однородные по сути, но первое – широкое по смыслу, а второе имеет конкретный характер и может найти прямое или опосредованное отражение в наименовании профессионального стандарта.

Опыт – документально подтвержденный период успешной профессиональной деятельности, соответствующий определенной квалификации работника.

Отраслевая рамка квалификаций (рамка квалификаций области профессиональной деятельности) – системное описание признаваемых в отрасли (области профессиональной деятельности) профессиональных квалификаций, обеспечивающее управление их развитием.

СПРАВОЧНО. Разработку и ведение отраслевой рамки квалификаций как составной части Национальной системы квалификаций осуществляют советы по профессиональным квалификациям в соответствующей области профессиональной деятельности.

Отрасль – совокупность организаций (предприятий, производств), объединяемых общностью производимой продукции (услуг), технологии их производства и удовлетворяемых потребностей. Особенности отрасли учитываются при разработке отраслевых рамок квалификаций, соответствующих профессиональных стандартов.

Профессиональная деятельность – трудовая деятельность, осуществляемая в рамках сложившегося разделения труда, требующая соответствующей подготовки и приносящая доход.

Профессиональное сообщество – профессиональное объединение юридических или физических лиц в соответствующей сфере деятельности (Методические рекомендации по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов, утверждены приказом Минтруда России).

СПРАВОЧНО. Группа людей (физических лиц) или юридическое лицо (группа юридических лиц), объединенных добровольно по отраслевому, территориальному или территориально-отраслевому принципу, имеющих общие цели в рамках одной профессии или отрасли, к которой они принадлежат, либо в рамках решения задач комплексного, межотраслевого характера.

Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ – признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (см. федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

СПРАВОЧНО. В соответствии с действующим законодательством профессионально-общественную аккредитацию (далее – ПОА) вправе проводить работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации. Позиция Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет) по вопросу профессионально-общественной аккредитации отражена в «Общих требованиях к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ» (далее – Общие требования), утвержденных председателем Национального совета 3 июля 2017 г.

В соответствии с Общими требованиями советы по профессиональным квалификациям наделяются Национальным советом полномочиями по организации проведения ПОА по виду (видам) профессиональной деятельности, соответствующему(им) профессиональным стандартам или иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Общие требования устанавливают:
- правила наделения советами по профессиональным квалификациям работодателей, общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих профессиональные сообщества, полномочиями на проведение ПОА;
- правила проведения ПОА аккредитующими организациями;
- правила установления критериев оценки образовательных программ при проведении ПОА;
- общие требования к квалификации экспертов, привлекаемых для проведения ПОА;
- правила ведения мониторинга деятельности аккредитующих организаций.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (Трудовой кодекс Российской Федерации). Профессиональный стандарт содержит характеристику определенного вида профессиональной деятельности через обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, требования к образованию и обучению, опыту работы, необходимым знаниям и умениям.

СПРАВОЧНО. Профессиональные стандарты являются составной частью Национальной системы квалификаций и разрабатываются в соответствии с макетом, утвержденным приказом Минтруда России.

Профессия – относительно устойчивый, функционально обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса компетенций, которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе труда (практического опыта).

Специальность – относительно устойчивый, функционально обособленный в рамках разделения труда подвид профессиональной деятельности. Понятие используется для классификации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

СПРАВОЧНО. Наименование специальностей содержится в перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199, приложение 2); перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования (приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061, приложение 3).

Специализация – конкретная направленность деятельности в рамках специальности или профессии.

СПРАВОЧНО. Специализация отражает специфику (особенности) видов занятий исходя из области требуемых знаний, особенностей технологических или бизнес-процессов, используемых машин и инструментов, обрабатываемых или используемых материалов, видов производимых товаров или услуг, то есть специфику обусловленного этими факторами разделения труда (приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст).

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (Трудовой кодекс Российской Федерации).

СПРАВОЧНО. Понятия «работники», «персонал» и «кадры организации» часто используются как синонимы. Однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях понятие «персонал» может трактоваться как более широкое по сравнению с «работниками» и «кадрами организации», т. к. оно может охватывать не только тех, кто состоит в трудовых отношениях с работодателем («работники»), но и группы людей, являющихся кандидатами на вакансии и/или членами групп, на которые распространяются действия локальных нормативных актов организации. Для определения различных категорий работников, чей труд отличается по характеру полномочий и ответственности, по характеру используемых умений и знаний, используются такие понятия, как «рабочий», «квалифицированный рабочий», «высококвалифицированный рабочий», «служащий», «специалист», «руководитель».

Рабочий
1) работник, осуществляющий свою трудовую деятельность с непосредственным использованием орудий труда и главным образом в режиме заданного алгоритма производственных действий;
2) работник, трудовая деятельность которого связана с физическим трудом по производству продукции (товаров) в режиме заданного алгоритма действий.

Квалифицированный рабочий
1) работник, имеющий квалификацию (квалификационный разряд (класс)), требующуюся для выполнения вида профессиональной деятельности соответствующего уровня сложности, получивший среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированного рабочего, либо освоивший одну из основных программ профессионального обучения;
2) рабочий, владеющий сложной профессией, способный в рамках своей профессиональной деятельности выполнять трудовые функции повышенного уровня сложности.

Служащий
1) работник не физического, умственного труда, работающий в различных организациях, учреждениях. Категория служащих входит в принятую классификацию должностей работников государственных и муниципальных структур. В коммерческих организациях таким термином на практике уже не пользуются;
2) работник, трудовая деятельность которого связана с умственным трудом, и, как правило, занятый в непроизводственной сфере.

Специалист
1) категория должности, на которой работник выполняет преимущественно аналитико-конструктивные работы;
2) работник, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по программе подготовки специалиста среднего звена, наличие которого подтверждено соответствующим дипломом;
3) обобщенный термин в целях определения наименования профессионального стандарта (специалист по…);
4) работник, имеющий профессиональное образование и/или приравненный к нему опыт работы по определенному виду профессиональной деятельности, наличие которых подтверждено соответствующим документом.

Сотрудник
1) член трудового коллектива, включенный в систему производственных и личностных взаимоотношений, присущих этому коллективу как социумному образованию;
2) работник, включенный в состав персонала и в систему производственных и личностных взаимоотношений, присущих конкретной организации (учреждению, предприятию).

Высококвалифицированные работники (согласно методике, утвержденной приказом Росстата) – занятые трудовой деятельностью работники, которым для выполнения своих должностных обязанностей требуется высшее образование, относящиеся к следующим группам Общероссийского классификатора занятий:
1 группа – руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий;
2 группа – специалисты высшего уровня квалификации (химики, физики, математики, инженеры, биологи, врачи, преподаватели и т. п.).

Кроме того, к высококвалифицированным работникам относятся работники 3 группы – специалисты среднего уровня квалификации (техники, механики, фельдшеры, фармацевты и т. п.) и 7 группы (квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и другие), которым для выполнения своих должностных обязанностей требуется высшее или среднее профессиональное образование.

Работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (Трудовой кодекс Российской Федерации), например, государство или муниципальные образования.

Результаты профессионального образования, обучения
1) освоенные человеком компетенции (общие, общекультурные, профессиональные), соответствующие определенному виду/уровню образования и квалификации, а также способность к их постоянному обновлению и совершенствованию;
2) социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников различных профессиональных образовательных программ.

Рынок труда – система социально-экономических отношений, складывающихся при формировании и реализации спроса и предложения на рабочую силу различной квалификации. Представляет собой органическое единство двух рынков: рабочей силы и рабочих мест, а его состояние определяется количественным и качественным соотношением между этими взаимосвязанными рынками.

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (Трудовой кодекс Российской Федерации).

Средства труда – вещь или совокупность вещей, технология деятельности, используемые человеком (работником) для воздействия на объекты (предметы) труда в целях производства различных благ.

Труд, трудовая деятельность – целесообразная деятельность людей по созданию материальных, интеллектуальных, духовных благ, необходимых для удовлетворения собственных потребностей либо выступающих в качестве товара, предназначенного для реализации на рынке.

Трудовая функция
1) составляющая трудовой деятельности, которая обеспечивает реализацию относительно автономной части производственного бизнес-процесса и имеет отчуждаемый результат;
2) работа, род работы, круг обязанностей, выполняемых по должности (профессии).

СПРАВОЧНО. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

В профессиональных стандартах употребляются два термина:
- обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном бизнес-процессе;
- трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Их сопоставление с определением трудовой функции в ТК РФ позволяет говорить о следующем:
- понимание обобщенной трудовой функции в профессиональном стандарте близко к первой части определения трудовой функции в ТК РФ: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности;
- понимание трудовой функции в профессиональном стандарте близко ко второй части определения трудовой функции в ТК РФ: конкретный вид поручаемой работнику работы.

Трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утверждены приказом Минтруда России).

Умение (профессиональное) – освоенный способ выполнения трудового действия, основанный на профессиональном знании.

Уровни квалификаций в целях разработки профессиональных стандартов – обобщенное описание основных признаков (дескрипторов), используемых для систематизации и построения иерархии признаваемых квалификаций.

СПРАВОЧНО. Уровни квалификаций в целях разработки профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н (далее – Уровни квалификации). Этот документ применяется при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Уровни квалификации обеспечивают межотраслевую сопоставимость квалификаций. Они раскрываются через совокупность требований к полномочиям и ответственности, характеру умений и знаний, требующихся в деятельности.

Единые требования к квалификации, установленные Уровнями квалификации, раскрываются в содержании профессиональных стандартов.

Функциональная грамотность – совокупность компетенций человека, обеспечивающих ее функционирование в системе социальных отношений.

Составными элементами функциональной грамотности на современном этапе развития общества являются финансовая грамотность, правовая грамотность, цифровая грамотность, готовность оформлять и представлять результаты работы на иностранном языке, работать в команде, управлять информацией и принимать решения, организовывать собственную познавательную деятельность.

Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203).

СПРАВОЧНО. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Программа направлена на создание условий для развития в Российской Федерации общества знаний, улучшения благосостояния граждан за счет доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, обеспечения безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Программа определяет цели и задачи в рамках пяти базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Экзамен квалификационный – квалификационное испытание в целях установления соответствия квалификации работника (выпускника) определенным требованиям.

СПРАВОЧНО. В настоящее время можно встретить различные формы экзамена квалификационного.

Профессиональный экзамен – основная, законодательно закрепленная форма экзамена квалификационного, проводится центром оценки квалификаций в порядке, установленном правительством Российской Федерации, в целях подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03 июля 2016 г. № 238-ФЗ).

Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

В современной нормативной базе встречаются и другие формы, которые не являются независимыми.

Квалификационный экзамен – форма экзамена квалификационного, проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и/или профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (см. федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 74).

Демонстрационный экзамен – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности (см. приказ Минобрнауки России от 17 ноября 2017 г. № 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968»).

Производственный экзамен – форма экзамена квалификационного, проводится по итогам освоения дополнительной профессиональной программы либо освоения обучающимися среднего профессионального образования программы профессионального модуля. Процедуры производственного экзамена определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, или субъекта Российской Федерации.




Источник:
Развитие системы профессиональных квалификаций/ авт.-сост.: Лейбович А. Н., Волошина И. А., Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Клинк О. Ф., Новиков П. Н., Прянишникова О. Д., Факторович А. А. – М.: Издательство «Перо», 2018. – 20 с.





Категория: нко | Добавил: way (07.03.2019)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0