Главная » Статьи » НКО » нко

Профессиональные стандарты


Молчанов Б. Профстандарты: перемены на пороге

В преддверии вступления в силу изменений в ТК РФ в части, касающейся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, разберемся, кто и как разрабатывает профстандарты, когда и какие именно стандарты применять с учетом грядущих изменений.


Разработка и утверждение

Определения понятия "профессиональный стандарт" и неразрывно связанного с ним понятия "квалификация" в свое время дополнили понятийный аппарат трудового законодательства нашей страны и закреплены в ст. 195.1 ТК РФ. В соответствии с положениями данной статьи под профессиональным стандартом понимается некая характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления им определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация, в свою очередь, определена как совокупность знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им такой профессиональной деятельности.

До 1 июля сего года порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов находился в ведении Правительства РФ. Им были разработаны Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее - Правила), которые нашли свое отражение в соответствующем Постановлении от 22.01.2013 N 23.

Данным Постановлением установлено, что обязательства по даче разъяснений по вопросам применения вышеназванных Правил, равно как и установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, возложены на Министерство труда и соцзащиты РФ. Работодателям же, как и их объединениям, наряду с профессиональными сообществами, саморегулируемыми и другими некоммерческими организациями дано право непосредственно разрабатывать профессиональные стандарты.


Этапы создания

Решив воспользоваться этим "правом сотворения" профессионального стандарта, так называемые разработчики должны пройти несколько тернистых этапов. Во-первых, создание проекта профстандарта в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профстандартов (макета профстандарта и уровней квалификации). Во-вторых, обсуждение созданного проекта с так называемыми заинтересованными организациями (представителями работодателей, профсообществ и др.). В-третьих, представление проекта в Минтруд России для рассмотрения вкупе с сопутствующими документами: с пояснительной запиской к проекту, со сведениями об организациях, которые принимали участие в разработке и согласовании данного проекта, с информацией о результатах проведенного обсуждения. Если разработчик упустит что-либо из вышеперечисленного, то Минтруд России, скорее всего, отклонит проект стандарта по соответствующим причинам.

Если все этапы успешно пройдены, то созданный проект необходимо подвергнуть общественному обсуждению. С этой целью Минтруд размещает представленный ему проект на официальном сайте (www.regulation.gov.ru). Срок обсуждения - 15 дней со дня размещения. Параллельно проект направляется Министерством в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который в тот же срок возвращает его в Минтруд со своими замечаниями и предложениями. Обсужденный и рассмотренный таким образом проект направляется разработчику.

На этом "хождения" профстандарта не заканчиваются. Проект стандарта и информация о результатах его общественного обсуждения и рассмотрения соответствующим федеральным органом направляются Минтрудом России в Национальный совет для проведения экспертизы, на основании которой Министерство наконец принимает решение об утверждении проекта стандарта или о его отклонении, о чем информирует разработчика.

Тогда сведения об утвержденном профстандарте вносятся в созданный Минтрудом реестр профстандартов и направляются в Минобрнауки России (в десятидневный срок со дня их вступления в силу) для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

По поводу применения профстандартов п. 25 Правил гласит, что профстандарты применяются в установленных случаях работодателями, образовательными организациями профобразования при разработке профессиональных образовательных программ. В установленном порядке профессиональные стандарты применяются соответственно при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.


Изменения вступили в силу

Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в частности, внесены изменения в ТК РФ, которые вступили в силу 01.07.2016. Изменения коснулись непосредственно разд. IX "Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников" ТК РФ, который в новой редакции именуется "Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников", он же дополнился ст. ст. 195.2 "Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов" и 195.3 "Порядок применения профессиональных стандартов".

Согласно нововведениям законодатель оставляет за Правительством РФ полномочия по урегулированию порядка разработки и утверждения профстандартов. Следовательно, не остались без изменений и утвержденные Постановлением N 23 Правила, которые начали действовать параллельно с июльской редакцией ТК РФ.

Из текста Правил, как и из их названия, исчезло слово "применение". Утратил свою силу и ранее упомянутый п. 25 (разд. III "Порядок применения профессиональных стандартов" Правил).

Свое отражение применение профстандартов нашло непосредственно в тексте новой ст. 195.3 июльской редакции ТК РФ. Так, работодатели будут применять те профессиональные стандарты, в которых закреплены обязательные для применения в соответствии с ТК РФ, федеральными законами или иными НПА требования к квалификации работника, необходимые ему для выполнения определенной трудовой функции.

Что касается фактического применения профстандартов, то уже сегодня у организаций, в частности у работников кадровых служб, возникает множество вопросов, которые требуют разъяснений.

Такие разъяснения были даны Минтрудом России в Письме от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253. Минтруд поясняет, что независимо от формы собственности организации или статуса работодателя обязательным применение требований, содержащихся в профстандартах, является в двух случаях:
- если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
- когда требования к квалификации работников, содержащиеся в профстандартах, обязательны для работодателя в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Под иными нормативными правовыми актами подразумеваются постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер.

Что касается вопроса о необходимости закрепления требований профстандарта непосредственно в трудовом договоре, тут работодатель сам определяет содержание трудового договора с учетом требований ст. 57 ТК РФ. При этом применение профстандарта возможно в качестве рекомендательного методического документа и необходимо при содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

При применении профстандартов надо учесть, что обязанности работников не могут измениться автоматически, как и сам факт принятия профстандарта не может служить основанием для увольнения работника. Определенные сторонами условия трудового договора изменяются по соглашению сторон такого договора (ст. ст. 72, 72.1 ТК РФ).

Что же касается требований к образованию и стажу, содержащихся в профстандартах, Минтруд обращает внимание, что данные требования являются обязательными в тех же случаях, когда является обязательным применение требований профстандарта. Не следует забывать, что работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, лица, не имеющие спецподготовки либо стажа, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полностью возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности сообразно лицам, имеющим специальную подготовку и стаж работы. Также работодатель самостоятельно определяет для себя необходимость и способ приведения квалификации того или иного работника в соответствие с требованиями профессиональных стандартов согласно ст. 196 ТК РФ.

Помимо прочего, министерством разъяснено, что ознакомиться со всей информацией о профстандартах, включая их содержание, можно на сайтах программно-аппаратного комплекса "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru/). Помимо указанных сайтов, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

По поводу отмены ЕТКС и ЕКС и полного их замещения профессиональными стандартами Минтруд ответил неоднозначно. Якобы в дальнейшем отмена возможна, но срок отмены был обозначен как "в течение достаточно длительного периода".

Говоря об ответственности, Минтруд указывает, что если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.


Некоторые выводы

Со вступлением в силу изменений в ТК РФ в соответствии с Законом N 122-ФЗ порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов по большому счету не изменился. Ключевое значение здесь имеет именно применение профстандартов.

Установлены конкретные случаи обязательного применения стандартов. Во-первых, наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии со ст. 57 ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Во-вторых, если требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом обязательность применения для установленных случаев не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. С принятием профстандарта обязанности работников не могут измениться автоматически, как и вступление в силу профстандартов не является основанием для увольнения работников. Что же касается требований к образованию и стажу, содержащихся в профстандартах, то данные требования являются обязательными в тех же случаях, когда является обязательным и применение требований профстандарта. Напомним, что не стоит пренебрегать обязательными требованиями законодательства во избежание выявления нарушений и, как следствие, привлечения к административной ответственности.



Источник: КонсультантПлюс
 

Категория: нко | Добавил: way (22.10.2016)
Просмотров: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0