Главная » Статьи » Врожденные основы нашего поведения » Наше поведение |
Животные и человек
Человеку свойственно символическое отношение к животным. Свирепое животное принимается военным символом. Выглядящее неуклюжим, милым животное признается символом детства. Острота его зубов, агрессивность при этом не учитываются. Формы животных используются в качестве идолов, образов, эмблем, наших карикатурных изображений. Для ребенка родители являются его охранителями, заступниками. В его глазах – это добрые, большие покровители, которые ассоциируются с крупными, имеющими добродушный вид животными. Ребенок растет, начинает самоутверждаться, вступает в конфликт, соперничество с родителями, стремится к установлению контроля над ситуацией (желание стать хозяином положения). Любимых крупных животных контролировать трудно, поэтому появляется запрос на представителей животного мира меньших размеров. В появившейся тяге к владению животным проявляется желание стать родителем, иметь собственного ребенка. Не стоит дарить животных маленькому ребенку, он еще не в состоянии выстраивать доброжелательные отношения со своим питомцем. Они формируются с возрастом. Есть семь этапов межвидовых отношений. Детский Дети полностью зависят от родителей. Они положительно относятся к большим животным, относятся к ним, как к символам, олицетворяющим родителей. Детско-родительский Дети начинают сопереживать своим родителям. Они положительно относятся к маленьким животным, которых рассматривают в качестве заменителей своих детей. Возраст, когда дети очень хотят завести домашних животных. Исследовательский Предшествует взрослению. Появляются сильные исследовательские интересы научного и эстетического характера. Жуки, бабочки ловятся, рассматриваются под микроскопом, препарируются. Из них составляются коллекции. Разводятся в аквариуме рыбки, идет наблюдение за их поведением. Юношески-родительский Самыми важными, интересными для нас животными в это время становятся представители противоположного пола нашего вида. Взросло-родительский Животные являются частью нашей жизни на символистическом уровне, в качестве любимых игрушек наших детей. Постродительский Дети взрослеют и начинают жить своей жизнью. Животные возвращаются в нашу жизнь в качестве заменителей ушедших детей. Старческий Появляется повышенный интерес к защите животных, которым угрожает исчезновение. При этом не имеет никакого значения, какая у них внешность, какова их полезность. Главное, что их количество невелико и постоянно сокращается. Редкие животные становятся символами неизбежного конца старого человека. Его озабоченность их сохранением, будущим вызвана желанием продлить собственное существование. Каких-то животных мы любим, других – нет. Большей популярностью у людей пользуются млекопитающие. На втором месте – птицы. К остальным – рептилиям, рыбам, беспозвоночным интерес минимален. Среди млекопитающих людям больше всего нравятся обезьяны, лошади, медведи, слоны, львы, собаки.(1) Интересно то, что подобного рода предпочтения не имеют под собой явно выраженных экономических и эстетических оснований. Перечисленные имеют непритязательную внешность, среди них есть достаточно неуклюжие, неповоротливые существа. Вероятнее всего, их симпатичность формируется на подсознательном уровне, благодаря чертам, имеющимся и у нас (наличие шерсти, округлые очертания, плоское лицо, владение мимикой, умение манипулировать предметами и т.д.). С возрастом нам начинают нравиться животные меньших размеров. Наиболее ненавидимыми животными являются змеи и пауки. Первые отталкивают тем, что скользкие и грязные. Вторые – волосатые и ползучие. Скорее всего, мы имеем дело не с культурным явлением – результатом индивидуального обучения, а с врожденной неприязнью. Наши далекие предки испытывали ужас перед змеями и пауками. Последние были для них опасными врагами. Литература (1) Моррис Д. Голая обезьяна | |
Просмотров: 342 | |
Всего комментариев: 0 | |