Главная » Статьи » Врожденные основы нашего поведения » Наше поведение

Земледелие




Исходя из особенностей почвы, на различных территориях может реализовываться один из четырех исходных типов земледелия.

Они следующие.


ЗЕМЛЕДЕЛИЕ С САМОВОССТАНОВЛЕНИЕМ ПОЧВЫ

Землями, на которых плодородие почв восстанавливается естественным образом, могут быть долины и дельты рек. Ил в них приносится при разливах.

От человека не нужны особые знания и умения по обработке почвы. Ключевые позиции в улучшении ее качества занимают природные явления.


ПОДСЕЧНО-ОГНЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Как и в первом случае, человеку можно не проявлять заботу о сохранении плодородия почвы.

Для того, чтобы им заниматься наши далекие предки вырубали, выжигали лес. Расчищались участки под примитивные посевы. Освобожденная от корневищ земля засеивалась, плодоносила несколько лет, затем ее пищевая полезность падала. Люди шли дальше, осваивали следующие части лесных массивов.

На старых, заброшенных участках вновь рос лес, восстанавливался плодородный слой почвы.

Подсечно-огневым земледелием может заниматься только группа. Люди перемещались вслед за расчищенными от лесов территориями, забрасывая старые. Высокая организация обработки земли, перемещения с одного места на другое была найдена в некоторых индейских цивилизациях Мезоамерики. Старый город оставлялся, все переезжали в новый. Оставленный постепенно зарастал тропическим лесом. Подчас, возвращения не происходило и город уже в наше время открывался исследователями, учеными.

Общины, которые жили в центральной и северных частях восточноевропейских лесов сталкивались с не очень плодородной землей, благоприятными для земледелия погодными условиями. Это подталкивало к постоянному освоению новых территорий в восточном, западном, южном направлениях.

Необходимость переселения может создать иерархию управленцев, которые будут руководить переездом, коллективными работами, облагать податями членов сообщества, чтобы прокормить себя, решать общественные задачи.

Есть еще один вариант организации бытия общины, живущей подсечно-огневым земледелием. Функции управленческой иерархии берет на себя собрание землепашцев. Оно определяет направление расчистки лесного массива, что строить на участке, какие подати собирать, как использовать общественные угодья, распределять пахотную землю между членами общины. Собрание придерживается принципа справедливости в организации общественных работ (всеобщее участие), получении земельных участков (равные участки с равным качеством почвы).

Такого рода внешне весьма привлекательный коллективизм со временем приводит к застою. Все прогрессивное в повышении плодородия почвы затормаживается. Индивидуальные инициативы встречают прохладный прием. Стремление к уравниловке, переделу наделов в пользу плохо работающих на земле (поддержка не справляющихся) приводит к незначительному развитию земледельческого таланта.

Нехватка новых нераспаханных земель (Западная Европа) побуждала земледельцев оставаться на местах, учиться восстанавливать плодородие почв агрономическими методами. Это подрывало коллективистские порядки, способствовало переходу к наследственному владению участками.

Огромные массивы восточноевропейских лесов поощряли забрасывание истощенных земель и коллективистское ведение хозяйства. Консервация мало изменяющихся жизненных устоев, последовавшие за ней крепостное право и социалистические формы управления земледелием привели к значительной утрате любви к земле, падению ее урожайности.


ИРРИГАЦИОННОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Этот тип земледелия для засушливых, но при наличии достаточного количества воды плодородных земель.

Требует усилий большого количества людей, создания сложных систем искусственного подвода воды, орошения территорий, продуманной организации труда, координации совместных действий, учета и распределения ресурсов, развитой управленческой иерархической структуры.

Ирригационный тип земледелия способствует возникновению, сохранению и развитию управленческой пирамиды. Чиновники управляют, руководят общественными работами, распределяют ресурсы, выделяют мелиорированную почву под наделы, вводят различные подати, повинности, налоги, организуют оборону территории.

Общество (земледельцы) совершенно спокойно относится к введению правил передачи части полученного, заработанного власти, реализуя врожденную экономическую программу отъема ресурсов нижестоящих в пользу вышестоящих.


ЗЕМЛЕДЕЛИЕ НА ОБЫЧНЫХ ПОЧВАХ

Такой вид земледелия располагает к полной оседлости и основывается на:
понимании состоянии почв, жизни земельных участков;
отслеживании и исследовании результатов воздействия на урожайность различных факторов;
выработке эффективных технологий обработки почвы;
соблюдении традиционных приемов обработки участков, традиций работы на земле;
осторожном применении новаций, которые могут привести к сохранению и улучшению урожайности.

Занимаясь таким земледелием важно применять технологии сохранения плодородия почвы, ее улучшения с помощью разных приемов (например, мелкая мелиорация, правильный севооборот, внесение удобрений).

Земледелец мог всем этим заниматься только в условиях преемственности поколений, при наличии дружной, сплоченной семьи, которая будет передавать землю и знания обращения с ней от отца к сыну, а тот, свою очередь, своему сыну и т.д.

Успешные владельцы оставались работать на возделываемых участках. Нерадивые, невнимательные, ленивые, глупые их лишались, потому что земля приходила в упадок и не могла прокормить хозяина, его семью. Шел отбор лучших способностей, качеств, знаний, практических навыков.


Исследования показывают, что на врожденном уровне, способностью эффективно заниматься землей обладают не более 5% населения. Если они имеют возможность реализовать имеющееся в них, страна характеризуется высоким уровнем урожайности засеваемых земель. В традиционно земледельческих обществах тяги заниматься землей нет у 10-15% населения. Остальные хотят это делать, у кого-то что-то получается, у кого-то не очень.(1)

Практика свидетельствует о том, что важнейшим компонентом работы в сельском хозяйстве является человеческое взаимодействие с другими жизнями (почва, растения, скот), процветание которого невозможно без любви к ним. Только забота и любовь могут привести к наивысшим показателям урожайности. Персональная связь с животными и растениями позволяет получить замкнутое единство, наполненное осознанием прямой ответственности за последствия работы на доверенном участке, его ответными импульсами.

При коллективной же обработке земли теряется обратная связь с обрабатываемой территорией. Не видно конкретной (позитивной, негативной) реакции живого на приложенные личные усилия (результатов приложения индивидуальных усилий). Коллективная ответственность снижает сельскохозяйственную производительность, приводит к застою, препятствует прогрессу в сфере улучшения плодородности почвы.

Нехватка территорий вынуждает более рачительно относиться к используемым ресурсам, культивировать индивидуальный подход к земле, ослабляет коллективистские формы организации ведения хозяйства, способствует переходу к наследственному владению земельными участками. Значительные лесные ресурсы, отсутствие острых проблем с обрабатываемой землей работают на консервацию моделей управления территориями всем миром, общиной, коллективом.

В мире техники людям удается организовывать большие коллективные производства из-за того, что машинам, станкам, инструментам не нужна любовь. Люди взаимодействуют с ними на основе точных технологий, инструкций. Если они исполняются, все в порядке. В сельском же хозяйстве для процветания каждого куста инструкцию не напишешь, поэтому коллективное производство на земле малоэффективно.

По наблюдению ученых, лучше всего заботится о земле наследственный хозяин участка (обработка его членами семьи, домашними рабами). Похуже дела обстоят у человека, который арендует участок на определенный срок. За ним идет латифундист, обрабатывающий территорию, применяя для этого коллективный труд большого количества недомашних рабов, наемных работников. Себестоимость выпускаемой латифундиями продукции, их рентабельность могут быть экономически очень привлекательными, но вредить людям, относящимся к своему делу с большим прилежанием, с большей любовью к земле.

Занятие земледелием подтолкнуло человека к жизни на своем участке, его индивидуальной обработке, поддержанию моногамного брака (нужны были сыновья – наследники). Такая модель выживания, бытия могла сформироваться через размышления (работа разума), методом проб и ошибок (эмпирически), возникнуть самопроизвольно (на подсознательном уровне). Последний вариант предполагает, что в нас содержатся врожденные программы семейного животного, проживающего на своей охраняемой территории.

Из перечисленных выше четырех типов земледелия индивидуально владеть землей позволяют как первый, так и четвертый. Естественный отбор оставляет на земле тех, кто пользуется ей умело, заботится о ней. Если владелец участка относится к нему наплевательски, почва истощается, урожайность падает, пропитание заканчивается.

Русское земледелие имеет не очень оптимистичную историю. Крепостничество, в советское время торжество колхозов способствовали поддержанию архаичного земледельческого коллективизма. Поэтому не стоит удивляться отсутствию каких-либо мощных прорывов в сельскохозяйственном развитии.

Коллективизм весьма привлекателен. Он поощряет коллективную безответственность, круговую поруку, неэффективность работников, безосновательное оказание им помощи, нерентабельность хозяйства, списание долгов. В разных формах может проявляться вновь и вновь.



Литература
(1) Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Право на землю
Дольник В.Р. Археология человеческих пристрастий





Категория: Наше поведение | Добавил: way (25.08.2013)
Просмотров: 627 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0