Главная » Статьи » Врожденные основы нашего поведения » Наше поведение |
Врожденное в божественном
Иерархическое сознание позволяет строить иерархии любого типа, в том числе смешанные, представляющие собой соединение человеческой иерархии со сверхуровнем над ней. Место сверхдоминанта может занять могущественная сила, от которой зависит выживание человеческого сообщества. Его лидерам было выгодно взаимодействовать с этой силой, демонстрировать ее поддержку, особые отношения. Позитивные отношения с кем-то (чем-то) более опасным, сильным, непонятным повышают статус посмевших их установить, поддерживать и развивать. С точки зрения зоологов есть четыре признака уникальности нашего вида в мире млекопитающих. Они следующие: прямохождение; речь; использование огня; способность совершенствовать свои орудия. Перечень стоит дополнить еще одним. Способностью надстраивать иерархию сверху. Создавать сверхдоминанта. Врожденная потребность группы в могущественном, справедливом главе иерархии – поводыре и заступнике – основа любой религиозной деятельности. Его умиротворяют. Ему подчиняются, испытывая страх от того, что неправильное поведение может вызвать гнев доминанта, его санкции. Верховное существо может быть с нами, может жить в других мирах, измерениях. Может носить разное обличье. Быть материальным или нематериальным. Могущество должно производить сильное впечатление (впечатлять). Человеку важно видеть, что оно впечатляет не только его, но и других людей. Интересна природа религиозного чувства (религиозности). Ученые-гуманитарии пытаются объяснить его возникновение страхом наших диковатых предков перед силами природы в мало изученном мире. Есть предположение, что родиной религиозности является некое мистическое первобытное сознание. Искусство древнего человека (рисунки, фигурки) свидетельствует о том, что он природу любил и боялся различных ее проявлений не больше разных представителей животного мира. Этого страха было явно недостаточно для возникновения и развития религиозных представлений. Человек из далекого прошлого восхищался окружающим его миром, животными, обладал неплохой наблюдательностью. Наша иерархичность соглашается с возможностью наличия над доминантным сверхдоминантного уровня. Обитатель или обитатели последнего должны обладать сверхкачествами. Они должны быть очень большими и всесильными. Отношение к ним такое же, как и к доминанту – смесь любви и страха. Облик могучих может быть разным. Человеческим и нечеловеческим. В качестве сверхдоминантов на разных этапах развития человечества оказывались силы природы (Солнце), почитаемые животные (бык – отец-вожак, корова – мать-кормилица), мощные противники (кошачьи, хищные птицы, змеи, мифические существа – химеры), предки-герои. У нас есть врожденная программа заключения союза с более сильным. Союз может быть реальным или мнимым (рожденным воображением). При образовании на сверхуровне объекта задабривания, поклонения и подчинения обитатели доминантного иерархического этажа для усиления своих позиций, повышения статуса будут показывать, что находятся в союзе с ним, понимаемы и поддерживаемы им (наличие особых отношений). Подобная позиция порождает жречество, становится неиссякаемым источником различных тайн и таинств, которых непосвященным не понять. Врожденные основы консерватизма заставляют тщательно воспроизводить принесшие успех действия, испытывая сильнейший страх в случае каких-либо упущений, нарушений. Эти же импульсы лежат в основе строгой обрядности, соблюдения традиций. Слабому, неопытному интеллекту нужна, более близка консервативная позиция – поиск в событиях не причинно-следственных связей (можно перепутать причину со следствием), а связок и совпадений, что приводит к возникновению множества различных примет, ритуалов, табу. Среди них есть как действительно помогающие, так и ошибочные (ложные). В результате, грамотно, строго по ритуалу, похлопав в ладони, можно вызвать дождь. Озвучив сложную словесную конструкцию, реализовать свое желание. Это мир веры наших предков и детства. Ритуальное поведение – систематически и с упорством повторяющиеся, подразумевающие особые причинно-следственные связи действия, которые, подчас, не приносят какого-либо эффекта. Мозг ищет в происходящем хоть какую-нибудь закономерность и использует первое, что подвернется. Полезные правила и знания беспроблемно усваиваются мозгом в ритуальной, сакральной формах. Логически стройные знания хорошо усваиваются мозгом только в результате соответствующего обучения и при наличии способности точно применять свой интеллект. Что дано немногим. Нельзя отрицать позитивный вклад любой религии в дело общественного позитивного развития, воспитания. Но нельзя и закрывать глаза на опасную живучесть всякого рода суеверий, сведений, не опирающихся на реальные факты. Скорее всего, склонность мозга к генерации, восприятию и развитию религиозных идей является весьма полезной адаптацией. Ритуализация может позитивно воздействовать на устойчивость сообщества. Склонность к мистическим переживаниям на 40% определяется генами, остальное – условиями среды (но не влиянием семьи). Какой-либо части головного мозга, отвечающей за религиозные чувства, нет. Есть небольшой участок в задней нижней части левой и правой теменных долей, способный противостоять мистическому. Моральные заповеди (не убей, не укради и т.д.), являющиеся важнейшей частью религий, опираются на естественную (врожденную) мораль. Биологические запреты духовными лидерами выносились из подсознания в сознание, получали четкую словесную форму, становясь правилами бытия социума, усиливающими слабую врожденную мораль. Литература Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей Марков А.В. Ген альтруизма | |
Просмотров: 390 | |
Всего комментариев: 0 | |