Главная » Статьи » Истоки нашего поведения » Наше поведение

Шум со своими


Звуковая коммуникативность – неотъемлемая часть нашей жизни. Звук стал базой для языка. Он для нас очень важен.

Люди любят издавать звуки - шуметь.

Шум показывает, что на территории кто-то есть, она занята.

Мы имеем врожденную потребность участия в групповом шуме, который является механизмом бессловесного, внеразумного общения и единения.

Шум в группе – форма доразумного общения.

В шуме со своими человек чувствует себя увереннее, он не один, настроение улучшается.

Гул голосов имеет большое значение. Показывает, что собрались «свои». Человеку комфортно в этом шуме, который свидетельствует, что его приняли, с ним общаются. С чужими человек не проявляет такой коммуникативной активности.

Голоса, формирующие шум, это сигналы – «это я» и «это мои люди».

Нежелание общаться в говорящей группе, вносить свой голос в общий хор голосов – показатель дискомфорта физического (болезнь), психического (страх), социального (не считает собравшихся своими).

Очень любят пошуметь дети, подростки. Они с огромным удовольствием кричат, топают, стучат, громко разговаривают, смеются, включают музыку. Никто их этому не учит. Шум рождается сам собой.

Юным нравятся коллективное общение своих, громкие звуки, ритмичные телодвижения, эпатирование взрослых. Делать так, чтобы последние смотрели и возмущались.

Чем в шуме больше вибрации, мелькания, ритмичных звуков, громкости, принимающих их органов чувств, тем сильнее он действует на молодежь (усиление эмоционального воздействия), тем больше человек принимает участие в нем (увеличение массовости), растет их активность. Лучше всего действует достаточно простая музыка (поп-направление). Текст песен тоже должен быть соответствующим - повторяющиеся слова-знаки, обозначающие шаблонные понятия (образы).

Суть слов не важна. Экстаз достигается с помощью других компонентов – массовости, громкости звука, ритма и т.д.

Кроме поп-творений, у молодых есть и другая музыка. Направлений много. Много исполнителей, молодежных музыкальных групп. К взрослой музыке отношение у большинства достаточно пренебрежительное. Как можно слушать такой «отстой» …

Участники шума получают первобытное, древнее удовольствие.

Когда подростки видят своего кумира на сцене, они начинают вопить, дергать волосы, хвататься за свои и чужие разные части тела, извиваться, стонать, закрывать лицо руками. Все эти действия в обыденной обстановке демонстрируют испытываемые особью боль, страх. На самом деле, конечно же, фанаты этого не испытывают. Перечисленные действия передают сигнал другим слушателям о наличии личной очень сильной эмоциональной восприимчивости кумира, того, что им исполняется (демонстрация своего состояния). Показываемые в утрированной форме боль, страх призваны показать силу оказываемого воздействия.

Нуждаются в групповом шуме и взрослые. Собираются свои, говорят друг с другом о чем-нибудь, что в голову придет. Громко, оживленно, одновременно. Потом удовлетворенные расходятся. Каждый при этом чувствует, что такое взаимодействие ему нужно. Причины этой необходимости объяснить трудно. Если внимательно вслушаться в содержание общения – разговор ни о чем, поток банальной информации. Речь в таких контактах является средством не передачи ценных, важных, интересных сведений, а общения, реализации желания просто поговорить. Разум скучает, а психическое состояние заметно улучшается.

Для усиления получаемого удовольствия устраиваются танцы с диско-музыкой, другими музыкальными произведениями «своего времени», исполняются хором известные сидящим за столом песни.

Шум группы призван показать ее единство и мощь. В шуме мы чувствуем себя увереннее. Рядом с нами находятся люди, которых мы знаем, которые могут в случае чего помочь.

Идут воины. Грохот военного снаряжения, ритмичные боевые выкрики, слаженные движения, топот ног. Имеющий определенный ритм шум рождает у его производящих людей ощущение мощи, единства, крепости рядов, у слышащих его врагов страх, смятение. Сигналы проходят на бессознательном уровне.

Гораздо легче идти в атаку под коллективные, мощные крики «ура»! Идет боевая группа мужчин, исполняет песню. Ее члены чувствуют общность, вместе не страшно, настроение, боевой настрой хорошие.

Воинственные групповые танцы и песни призваны рождать коллективное возбуждение, синхронизировать разрушительные намерения, чувства.

Источником сильнейшего шума являются спортивные, особенно футбольные болельщики. На стадионе они орут, подпрыгивают, свистят, применяют рожки, трещотки, скандируют речевки. Топот, грохот, очень много громких звуков. Высокий уровень возбуждения, ритмизированные звуки и движения объединяют незнакомых людей, делают их единым целым, живущим одними чувствами. На поле идет состязание в мастерстве одного рода. В это время на трибунах идет соревнование другого рода. Болельщики соревнуются, кто шумнее, активнее, громче и ритмичнее поддерживает команду.

Крики стадионных зрителей не нуждаются в дополнении в виде речевого общения. И так всем все понятно. Все охвачены атмосферой противостояния своих и чужих. Возбуждение, чувство единения растут. В какой-то момент разумность, выдержка могут не защитить от стремления наброситься на оппонентов.

Важнейшим компонентом массового общения является ритм. Если людям удается поддержать один мощный ритм, возникает ощущение единства. Мы инстинктивно можем выдавать один ритм, сидя в концертном зале или находясь на митинге. Десятки, сотни участников, не зная друг друга, ни о чем не договариваясь, на несколько мгновений синхронизируют свои движения, аплодируя понравившемуся (сигнал о комфортности).

Способность создавать ритм, эмоционально на него реагировать – наше врожденное, генетическим путем переданное наследие. Голос, ладони, пятки, различные предметы – все это инструменты производства звуков для общения.

Взрослые относятся к шуму по-разному. Когда шумят взрослые, мало кто его прерывает. Страшно. Могут и в лоб дать. Ситуация неприятная. Выход из нее – выработка правил поведения, определяющих, когда и где можно шуметь.

К детскому шуму взрослые относятся терпимо. Очень уж надоели – разогнали и все. Совсем не страшно. Даже приятно. Показали себя хозяевами положения. Хотим – слушаем, не хотим – прерываем.

Совсем другое дело – подростковый, молодежный шум. К нему мы относимся плохо. Он нас раздражает, нервирует. С одной стороны, вроде бы как еще дети – надо бы разогнать. С другой, это уже такие дети, которые могут и сопротивление оказать. Страшновато. Побаиваемся потенциального конфликта. Эта раздвоенность порождает состояние бессилия, негативные эмоции. Испуганное воображение рисует наличие некоей опасности. Не можем конкретно сказать, откуда исходит угроза. Не знаем, что нам так сильно не нравится – то, что они собираются вместе, слушают музыку или сама музыка.

Мы многозначительно говорим – проблема. Хотя, конечно же, ее нет. Есть нехватка понимания происходящего с подрастающим поколением, которое можно совершенно определенно приобщать к более серьезной музыке, сознательной деятельности для реализации целей созидательно характера.


Литература
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Рок рока
Ефремов К. Территориальная агрессия человека
Моррис Д. Голая обезьяна

 

Категория: Наше поведение | Добавил: way (21.09.2013)
Просмотров: 150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0