Главная » Статьи » Истоки нашего поведения » Наше поведение

Поведение имеет биологическую основу


Поведение – способ активного приспособления живого существа к многообразию условий окружающей среды. Оно за счет своей адаптивности – обретения преимуществ, которые приносит данный поведенческий акт (акты) в борьбе за существование, обеспечивает выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.(1)

Человек – биологическое существо.

Родившийся человек – не чистый мир (tabula rasa), который можно заполнить желательными моделями поведения и таким образом получить нужное.

Только что родившийся ребенок – мир с наследием, который достался от предков.

От рождения он наполнен действиями, проверенными трудно вообразимым числом ситуаций и количеством его предков. Действиями, позволившими им выжить, добиваться победы.

Демонстрирует множество врожденных программ поведения.

Ребенок сосет молоко. Его никто этому не учит. Он, только открыв глаза, уже знает, для чего и как это надо делать. Научить сосать невозможно.

Получив в руки мягкую игрушку, малыш прижимает ее к себе, затихает. Если ребенку дать в руки по одному пальцу, он сразу же крепко их схватит. Можно смело его поднимать. Работает врожденная программа, требующая найти маму и уцепиться за ее шерсть.

Есть врожденная программа успокоения посредством контакта с матерью, ее шерстью, давно исчезнувшим ее хвостом. Ребенок, когда ему страшно, одиноко, хватается за мамину юбку. Успокоить его, дать более крепкий сон может любой пушистый предмет (одеяло, игрушки) - волосы матери. В любом возрасте человек в стрессовом состоянии кричит: «Мама!!!», хватается за шерсть - свои волосы (ее волосы), пытаясь таким образом успокоиться, почувствовать себя в безопасности.

Ребенок уже в момент рождения знает, как должна выглядеть мама. Овал с Т-образным пятном – врожденный образ материнского лица. Ребенок реагирует на него положительно даже в том случае, если это всего лишь кусок картона. Проводились разные опыты. Дети пугаются других форм, показывая их чуждость.

Ребенок без чьей либо помощи встает, пробует ходить, издавать звуки, подражает тому, что видит, повторяет, что слышит, пробует все на вкус, подбирает все, что лежит, учится узнавать своих и чужих, первым улыбается, на вторых хмурится, машет руками, отворачивается от них, плачет.

Ложась отдохнуть, спать, укладывается ближе к стенке, более темному предмету (маме).

Все перечисленное - врожденные реакции. Им не учат. Они пришли к нам из прошлого.

В нашей жизни действовать адаптивным образом можно и без осознания реальных причин данного, конкретного поведения. Подчас, мы поступаем адекватно (правильно) в сложнейших ситуациях. При этом, эти действия не испытывают вмешательства сознания.

Внутреннее чувство, которое применяется для принятия решения, опирается либо на усвоенную нами культурную традицию, либо врожденное поведенческое наследие. Последнее передано генетическим путем от человеческих и дочеловеческих предков. Именно оно незаметно подсказывает нам, что можно сделать в той или иной ситуации. Нам же кажется, что решение выработали мы сами на основе социальных знаний, своего опыта, размышлений, логики. И оно естественно, нормально, правильно, справедливо.

Подсказки мы обычно не замечаем. Они воспринимаются, как собственная потребность, внутреннее устремление, голос свыше. Врожденная мотивация своего поведения нами, как правило, не чувствуется. Считаем, что сами так решили, хотим именно так, ибо так надо.

Человеческое поведение жестко не детерминировано на генетическом уровне. Оно определяется филогенетически (эволюционным путем) возникшими структурами центральной нервной системы, внешними влияниями (влиянием среды), обучением.

Регулируется различными нейрохимическими веществами. Например, дофамин и серотонин участвуют в процессах обучения и вознаграждения. Окситоцин стимулирует доверчивость, дружеское расположение, материнскую любовь к ребенку.


Литература
Бутовская М.Л. «Этология необходима в гуманитарных вузах…»
Бутовская М.Л. Этология любви
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р. Археология человеческих пристрастий
(1) Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
Марков А.В. Ген альтруизма

 

Категория: Наше поведение | Добавил: way (25.08.2013)
Просмотров: 183 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0