Главная » Статьи » Истоки нашего поведения » Наше поведение

Передача знаний молодым – врожденная потребность, взгляд на природу межпоколенной напряженности


Старшее поколение биологически запрограммировано на передачу своих знаний и опыта молодежи. В человеке работают врожденные программы по передаче и получению знаний, накопленного жизненного опыта. Представители старшего поколения обожают учить чему-нибудь молодежь. Даже, если передаваемая информация уже не соответствует реалиям дня. Обижаются, когда к ним не прислушиваются.

Седоволосые, пожилые учителя вызывают у молодежи почтение. В старину это замечалось и отсутствие волос, несолидный возраст компенсировались пышными париками.

Содержащиеся во врожденной программе признаки имеющего право поучать настраивают нас на реализацию следующих установок:
- так выглядит тот, кому следует подчиняться;
- так выглядит тот, кто должен тебя учить;
- так выглядит твой отец.

Краткая формула восприятия – это вождь, отец и учитель.

Один из признаков иерарха – окруженность его детьми (иерархами в далеком будущем часто были лица весьма преклонного возраста). Для общества, массового подсознания – это показатель высокого (лидерского) социального статуса.

Значительная часть молодежи склонна проявлять нетерпимость к старшему поколению. Пожилые люди, старики раздражают, к ним относятся презрительно.

Межпоколенное взаимодействие начинает напоминать отношения разных этно-культурных групп.

Ритуалы, нормы социального поведения, формируемые различными человеческими сообществами, с одной стороны, поддерживают сохранение ими цельности, с другой стороны, возводят невидимые границы, барьеры, отгораживающие их друг от друга. «Свои» - речевая специфика, способ одеваться, иные поведенческие особенности, культурные пристрастия, отличаются от «чужих», противопоставляются им, требуя поддержки, защиты.

Чем дольше социальные группы – молодежь и старшее поколение, развиваются независимо друг от друга, тем существеннее различия между ними (это, кстати, относится ко всем группам).

Каждое все более независимо развивающееся сообщество сильнее замыкается, начиная воспринимать себя в качестве отдельного вида. Идет процесс псевдовидообразования.

Он опасен тем, что представители другого «вида» получают статус чужаков. В отношении них снимаются запреты на насилие. Внутривидовая агрессия действует, находя все новые жертвы.

Молодежь и старшее поколение явно начинают относиться друг к другу, как один вид (псевдовид) к другому.

Взаимное отторжение вызвано работой врожденного механизма изоляции видов (подвидов), о котором более подробно можно прочитать здесь.

Агрессия молодежи направляется на ценности, устои, которыми живут пожилые люди. Мотивировка действий бессознательная.

Также эмоционально, бессознательно старшее поколение реагирует на нападки молодых. Реагирует агрессивно.

Ненависть рождает ненависть, ее эскалацию.

Из поколения в поколение количество приспособительных социально - культурных изменений возрастает. Жизнь быстро меняется. То, что было хорошо вчера, сегодня может уже не иметь никакого значения. Многое из социального наследия устарело, что, конечно же, весьма значительно снижает ценность пожилых людей в глазах молодости.

У нее появляется соблазн выкинуть устаревшее на свалку истории и сформировать культуру, отвечающую вызовам сегодняшнего времени.

Но старую культуру можно выкинуть только вместе с врожденным наследием, что невозможно сделать по определению.


Литература
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества

 

Категория: Наше поведение | Добавил: way (21.09.2013)
Просмотров: 458 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0