Главная » Статьи » Истоки нашего поведения » Наше поведение

Недемократическое правление иерархией – наша изначальность, истоки и непростой путь демократии


Иерархия прошлого – иерархия, управляемая человеком (группой людей), сосредотачивающими в своих руках основные рычаги управления и ресурсы.

Ее основа – мужская иерархия с жесткой соподчиненностью, высокой дисциплиной. Иначе было не выжить.

Человеческое сообщество способно к формированию различных моделей организации бытия. Это и автократия, и олигархия, и демократия. Иерархию может возглавлять человек (автократия), группа богатых, влиятельных (олигархия), группа старших по возрасту (геронтократия).

Управление иерархией с незначительной степенью контроля над доминирующим уровнем со стороны других иерархических уровней - абсолютизм, авторитаризм, тоталитаризм в формах монархии, автократии, диктатуры, тирании.

Во все времена хватало людей с тягой к образованию пирамиды с доминантом в виде всевластного и при этом, желательно, доброго и просвещенного лидера. Ее основой является врожденное наследие наших далеких предков, для которых такая организация бытия была единственно возможной (в тех условиях), вполне себе рациональной, справедливой, правильной. Была верхом совершенства. И в этих словах нет ничего издевательского. Так оно и было.

С тех пор изменилось многое. Изменились условия выживания. Врожденные же программы древнего иерархического построения продолжают действовать, ежедневно влияя на нас, нашу жизнь. 20-й век стал временем их торжества. Гитлеровская Германия, СССР во главе с И. Сталиным – это государства с высочайшим уровнем поддержки, исполнения этих программ. Кровожадные эксперименты над человеческой массой с весьма печальными последствиями.

К сожалению, опасность формирования подобного никуда не ушла. Ибо никуда не ушла соответствующая генетически переданная нам информация. Дверь для очередных социальных экспериментов может в любой момент вновь открыться.

Любое авторитарное государство использует для победы и самосохранения негативные чувства и эмоции (месть, злобу, ненависть). Авторитарный лидер заинтересован в максимально возможной консолидации общества, для чего оно вынуждено постоянно бороться с многочисленными и очень страшными внешними и внутренними врагами. Опасность инстинктивно объединяет группу. Этим пользуются для сохранения власти.

Для этой же цели вызывается агрессия к различным группам населения – успешным и богатым, людям другой веры и национальности, людям с другими ценностями и культурой. Через их преследование канализируется агрессивность обитателей невысоких иерархических этажей.

Умение говорить является важнейшим условием установления демократической формы организации нашего бытия. Необходимо обсуждать различной сложности вопросы, вырабатывать решения.

Демократия представляет собой результат разумной деятельности, систему коллективного воспрепятствования концентрации всей власти в руках доминанта (доминирующей группы). Она нуждается в постоянной общественно-политической активности граждан.

Держать под контролем властные уровни можно с помощью качественно работающей избирательной системы, независимых от чиновничества СМИ, разделения законодательной, исполнительной и судебных властей, опирающихся в работе на закон, а не на мнение находящихся на доминирующем этаже.

Демократическое государство является результатом борьбы разума с естественной организацией бытия.

Демократическим можно назвать государство, которое ограничивает интересы всех таким образом, чтобы правом на свободу и собственность, достойную, безопасную жизнь были обеспечены все с помощью законов, стоящих выше всех.

Демократические правила взаимоотношений помогали древним грекам бороться с тиранией и олигархией. Лично свободные граждане, имеющие собственность, землю, дом, семью, образовывали собрания, вырабатывающие законы, выбирающие исполнительную власть. В нее попадали по жребию, на заранее определенное время.

Да, можно сказать, что такая система принятия решений не отличалась компетентностью. Тем не менее, что очень важно, она не давала сконцентрировать властные полномочия в руках пронырливых, амбициозных особей. Спорные вопросы решались в суде, который являлся весьма многочисленным. В его состав входили имеющие хорошую репутацию, уважаемые люди. Пытающихся захватить власть, плетущих политические интриги с целью усиления своего влияния на принимаемые решения, народное собрание с помощью тайного голосования подвергало остракизму (изгнанию).

Современные демократии заботятся о праве меньшинства представлять и реализовывать свои интересы. Древние греки такую цель перед собой не ставили.

Демократию невозможно строить на основании только врожденных программ. Это результат разумной деятельности, создания продуманной системы, мешающей доминанту иерархии сосредоточить в своих руках ресурсы, позволяющие ему не считаться с интересами простых людей.

Жизнеспособность демократических процедур основывается на политической активности граждан, их неравнодушии к происходящим в обществе многовекторным процессам, умении достаточно объективно их оценивать, формировать, представлять и защищать свою точку зрения.

В греческих полисах демократия часто сменялась авторитарным порядком – тиранией. Когда она ослабевала, на смену приходила олигархия (коллегиальная власть влиятельнейших). Затем свои позиции восстанавливала демократия. Это цикл получил название аристотелевого круга.

Демократическое общество было и в Древнем Риме. В нем изобретен интересный метод занятия руководящих должностей. Он заключался в выборе наиболее подходящего человека с помощью избирательной компании. Таким же образом формировались коллегиальные органы. Все процедуры были оформлены юридически очень хорошо. Многие нормы дошли до наших дней и стали основой современной правовой системы (римское право).

Многочисленные территориальные завоевания со смешением культур, традиций, обычаев способствовали деградации римской демократии. На смену ей пришла империя.

Через несколько веков демократические установки стали оживать в Англии, странах Западной Европы. Они опирались как на римское право, так и на теорию договорного государства (Т. Гоббс и Дж. Локк). По этой теории люди обладают взаимными интересами, для их реализации договариваются об ограничении своих прав таким образом, чтобы правом на свободу и собственность обладали все заинтересованные в этом стороны. Законы и спорные вопросы при этом вырабатываются и решаются, опираясь на имеющиеся в наличии у каждого человека нравственные поведенческие правила.

Демократическим может считаться государство, исполняющее стоящие выше него и каждого живущего в нем законы, защищающее права человека. Человек в таком государстве имеет возможность пропитаться духом добродетели, чем отличается от жителя тоталитарной государственной иерархии, все время воюющего за или против кого-то и чего-то, наполненного агрессивностью, мыслящего себя ничтожным винтиком огромной машины, идущей, куда ей заблагорассудится.

Демократия – организация бытия, пытающаяся бороться с врожденными программами, толкающими людей формировать авторитарные иерархии. Поддерживающая врожденные программы, позволяющие людям стремиться к свободе, иметь собственность – землю, дом, содержащие запреты отнимать, грабить, воровать, преследовать слабых, убивать.

Демократическое устройство не может отойти от пирамидального принципа организации жизни, соподчинения. Под давлением независимых судов, средств массовой информации (источников альтернативной информации), разделения властей государственная иерархическая структура реализует право простого человека быть услышанным и защищенным от насилия, ограничивает аппетиты особей, занимающих верхние иерархические этажи, делает их деятельность более прозрачной, подконтрольной другим социальным группам.

Проблема демократии в ее большой энергоемкости, необходимости наличия постоянных человеческих усилий для отслеживания происходящих социально-экономических процессов, вмешательства в них.

Иерархическое построение нашего общества – наше врожденное наследие, пришедшее к нам из далекого прошлого. Бесконтрольное (спонтанное) формирование иерархии представляет для цивилизованного образа жизни опасность. Рассудочность подталкивает нас к необходимости направлять по оптимальному пути, контролировать процесс иерархического строительства. Если этого не будет, власть может достаться весьма неприятным, опасным личностям.

Разнообразная общественная жизнь (наличие большого количества различных иерархий, объединяющих людей с теми или иными интересами), активное участие в групповой работе, воспрепятствование образованию мощных иерархий способны помешать захватить власть лицам, стремящимся сделать свои интересы единственно верными, доминирующими.

Позитивная общественная атмосфера опирается на работающее право человека не входить при отсутствии желания в иерархию, иметь возможность свободно входить, исходя из своих интересов, в разные иерархии, статусно расти в них, выходить из них, в случае чего создавать свою группу.

Монархическая, автократическая, тираническая власть не заинтересована в такой атмосфере, она стремится к укрупнению иерархий, административным методам управления ими.

В разнообразном мире иерархий может быть заинтересована только демократия.


Литература
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев

 

Категория: Наше поведение | Добавил: way (21.09.2013)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0