Главная » Статьи » Истоки нашего поведения » Наше поведение

Наука, изучающая врожденные программы


Наукой, изучающей врожденные основы (передаваемые генетическим путем программы) поведения человека, является этология человека.

Этология занимается исследованием поведения, его эволюции, изучением поведенческих актов, пытаясь выяснить:
- эволюционную историю их возникновения (что и откуда это, пути развития в филогенезе);
- адаптивное их значение (зачем нужны в прошлом и сейчас, каковы приспособительные функции);
- механизм реализации (как работает, какие факторы регулируют их проявление);
- индивидуальное развитие (пути формирования в онтогенезе).

Этологи пытаются понять причины поведения, прослеживают, как оно менялось во времени.

Лучше всего поведение наблюдать в естественном состоянии, у людей, не скованных социальными ограничениями (этикетом) – невоспитанных индивидуумов, детей, психически больных. Через наблюдения определяются характерные черты поведения нашего вида.

Для этолога не важно, что человек думает и что говорит. Важно, что он делает в ответ на различные сигнальные стимулы. Действия помогают лучше разобраться в работе врожденных поведенческих программ.

Результаты наблюдения и анализа действий между людьми, группами, человеком и сообществом, казалось бы, совершенно обыденных отношений, убедительность и логичность объяснений деятельности подсознания могут стать огромной силы откровением, заставить удивиться, принести огромное удовольствие, понимание происходящего, видение того, что побудило кого-то что-то сделать.

Вполне возможно проявление эффекта вдруг открывшихся глаз после долгого времени непонимания, невозможности объяснения самому себе происходящего с человеком и в окружающем его мире, появление в связи с этим сильных позитивных ощущений.

В советское время этология относилась к буржуазным лженаукам. Что уж говорить об этологии человека… Ученые, которые ей интересовались, вынуждены были соблюдать крайнюю осторожность.

Ценности, установки, жизнь человека – продукт свободной мысли и воли. В этом взгляде достойного места инстинктивному наследию не было. Связь с животным миром не одобрялась из идеологических соображений, была противна этически, внутренним убеждениям.

Время жестоко обошлось с марксистско-ленинской идеологией. С последними ситуация меняется в лучшую сторону, но не так быстро, как хотелось бы. Инерция бытующих представлений огромна (про природу общественных настроений, отторгающих принадлежность человека к животным, можно прочитать на странице «Неприятие непохожего»). Результат – мало кто знает о существовании науки, результатах исследований. Страдает качество помощи человеку.

Для более качественного анализа тревожной ситуации в человеческой жизни важны знания как этологов, так и психологов. К сожалению, плодотворный союз между ними пока не складывается.

Психологи полагают, что биологическая эволюция в отношении человека закончилась и он ныне эволюционирует лишь социально. Влияние врожденного наследия совершенно незначительно. Жизнь человека определяется социальными правилами. Что-то там от животного осталось только в области регулирования простейших физиологических потребностей. Этологи же считают, что влияние врожденного наследия на повседневность человека, реализацию сложных поведенческих реакций весьма существенно.

На деятельность психологов оказывает сильное влияние концепция человека – «чистого листа», предполагающая заполнение его обществом через обучение социальными нормами по своему усмотрению при слабом, непрочном, эпизодическом вмешательстве в процесс врожденных поведенческих схем. Очень сильно убеждение, что человека, его характер, жизнь формирует внешняя среда.

Ученые-этологи с помощью исследований показали, что высокая сложность поведения, наличие абстрактного мышления, хорошие способности к обучению не могут уничтожить, заменить инстинктивные поведенческие мотивации, вместе с ними участвуют в жизни человека, демонстрируя различные виды взаимодействия (конфликты, помощь, дополнение, блокирование, модификация).

Из всех поведенческих актов врожденная (инстинктивная) его часть выделяется с помощью сравнения поведения людей, относящимся к разным популяциям, культурам, выявления в рассматриваемом материале однотипных поведенческих схем. Возникает множество трудностей из-за мощного влияния рассудка на деятельность человека. Он может весьма хорошо маскировать, модифицировать врожденные проявления. На первый взгляд, кажется, что поведенческий акт выработан на сознательном уровне. В реальности это далеко не так.

Представляет интерес поведение, противоречащее устоявшимся в данном человеческом сообществе нормам и обычаям (нонконформистское), заявленному на сознательном (рассудочном) уровне (влияние бессознательного).

Обобщенно-типичное, целесообразное для вида поведение обозначается как врожденное (инстинктивное).

Этологи, сравнивая поведение множества видов живых организмов, обнаруживают потрясающее сходство реакций на одни и те же стимулы, что свидетельствует о наличии в живой части мироздания общих поведенческих схем.

Этология совершенно не претендует на всесторонний анализ поведения человека. Ей интересен подсознательный уровень формирования поведенческих актов. Она не изучает «… ни физиологических тонкостей функционирования нервной системы, ни закономерностей функционирования рассудка, или неглубоких слоёв подсознания, рассматривая их лишь в меру минимальной необходимости. Это всё - сфера компетенции других дисциплин».(1)

Рассматривает человеческое поведение как функцию системы, особенности которой сформированы процессом ее становления. История ее развития - часть истории вида, человеческой культуры, развития индивида.

Этология человека зовет нас в мир реальный. Многим же нравится мир идеальный, подкорректированный, субъективный. Каждый из нас имеет право выбора более привлекательного мира. Другое дело, что вызванное биологическим разнообразием разнообразие позиций нуждается больше в сотрудничестве, чем во взаимном отчуждении и противостоянии. Если мы заинтересованы в выживании нашего вида, разумеется.


Литература
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Ефремов К. Этос - значит «дикий нрав»
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
(1) Протопопов А.И. Этология человека и её место в науках о поведении

 

Категория: Наше поведение | Добавил: way (14.09.2013)
Просмотров: 294 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0