Главная » Статьи » Истоки нашего поведения » Наше поведение

Иерархические отношения, как и с помощью чего демонстрируется власть и статус


Иерархические отношения формируются, поддерживаются с помощью нападения (редко), демонстраций угроз (у человека очень развито угрожающее поведение), подчинения (умиротворения), бегства из группы.

Иерархическая борьба – механизм получения приоритета во всех жизненных ситуациях, доступа к ресурсу в первую очередь, повышения качества жизни, заботы о ребенке.

Чем выше статус, тем больше возможностей получить доступ к ресурсам, влиять на них.

Более высокий статус, чем у других демонстрируется с помощью:
- символов власти;
- одежды и аксессуаров;
- церемониала встреч, сопровождения (свита);
- возвышения себя над остальными - занятия более высокого, удобного, чем у других места (троны, сверхкомфортные директорские кресла, президиумы, трибуны);
- детей, которыми лидер себя окружает (он для них - вождь, отец, учитель);
- знаний и опыта, которые передаются молодежи;
- шкур опасных хищников дома, элементов их шкур в одежде (леопард, лев, тигр, ягуар, пума, медведь, волк), опаснейшие для предков хищники, победить их – обладать героическими-лидерскими качествами;
- изображений себя (портреты, статуи).

Интересно смысловое наполнение церемониала встречи доминанта. Официальные визиты глав государств обычно начинаются с того, что гость встречается с коллегой по иерархическому положению и строем разряженных, молодцевато и устрашающе выглядящих солдат. Затем перед прибывшим устраивается мини-парад. Корни этой традиции инстинктивны и уходят в древность. Вожди племен для переговоров подходили к границе контролируемых территорий с военным эскортом, состоящим из самых бравых воинов. Перед началом общения они смотрели, не нарушена ли граница, внимательно оценивали поведение, вооружение, лица эскорта для того, чтобы получить лучшее представление о силе потенциального противника. Торжественная встреча гостя, с одной стороны – это признание, демонстрирование его положения, своих конструктивных намерений, с другой – завуалированная демонстрация угрозы (если что-то пойдет не так, смотри, какие у нас отличные воины).

На заре человеческой цивилизации солидные борода, усы, баки, длинные волосы выступали в качестве средств утверждения, демонстрирования статуса. Доминант был бородат, усат, имел гриву волос. Эти признаки статусности всячески преувеличивались. Подчиненные же должны были их укорачивать, а то и вовсе сбривать. Инстинктивный посыл действует и до сих пор. Осужденных, пленных, новобранцев обривают, указывая им на низший статус. Демократия, выборность лидеров блокируют обозначение своего статусного положения через растительность. Сам же по себе путь самоутверждения сохранился. Им часто пользуются неуверенные в себе люди (молодые художники, поэты, философы, ученые и др.).

В природе прослеживается связь между статусом и размером. Врожденная программа сравнения размеров помогает разобраться с проблемой доминирования. В животном мире более мелкая особь, оценивая противника как более крупную, проигрывает противостояние психологически. Может отказаться от него, признав свое поражение, уступить, подчиниться.

Слова – «высокий», «низкий», «великий», «ничтожный», «вознесшийся», «повергнутый» и т.п. обозначают статусное положение людей, о которых говорим. До сих пор высокие, отъевшиеся мужчины вызывают уважительный трепет как у собратьев по полу, так и у представителей женского мира.

Положение (статус) индивида в группе может зависеть от пола, возраста, психофизического состояния, индивидуального опыта (знаний, полученных в процессе жизнедеятельности конкретного человека) и социального опыта (усвоения знаний, полученных человечеством), сочетания всех перечисленных параметров с имеющейся ситуацией.

Для участия в иерархической борьбе возможно формирование группировок, коалиций. Они создаются под задачу. Она решается, сообщество может прекратить свое существование.

Ситуация в мире людей лабильна, т.е. может выходить за рамки имеющихся иерархических отношений. Пластичность поведения обусловлена индивидуальным и социальным опытом человека.

Подчас, подчиненная особь, не вступая в борьбу с доминантом, успешно адаптируясь к его особенностям и привычкам, может получать от него все необходимое для процветания.

На характер внутригрупповых отношений оказывают влияние распределение ресурсов (в первую очередь, пищевых) и давление извне (агрессоров).

Достаток пищи является важнейшим фактором иерархической стабильности. Пищевой дефицит может привести к росту агрессии, ужесточению иерархических отношений, уменьшению равенства и свободы в группе. Богатые попытаются монополизировать пищевые источники. Самые наглые и сильные будут пытаться отобрать ресурсы у слабых.

Стремление монополизировать ценный ресурс имеет врожденные корни.

Чем страшнее враг, мощнее его натиск, тем большую сплоченность показывает противостоящая ему группа. Если она этого не делает по каким-то причинам, то погибает. Ненависть к врагам обеспечивает выживание, закреплена на врожденном уровне.

К появлению более выраженной иерархии приводит перенаселение.

Чем сложнее и опаснее имеющиеся проблемы, тем более в выгодном положении оказываются жестко организованные группы. Минимум выяснения отношений (стабильная социальная ситуация), максимальная концентрация на решении стоящих задач.


Литература
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Марков А.В. Ген альтруизма

 

Категория: Наше поведение | Добавил: way (21.09.2013)
Просмотров: 174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0