Главная » Статьи » Истоки нашего поведения » Наше поведение

Что стоит за смехом и улыбкой


Смех расслабляет человека. С точки зрения выживания это опасно. Тем не менее, смех остался. Значит, давал весомое преимущество, которое перевешивало невыгодность расслабления.

Смех связан с подкорковыми, доречевыми, древними структурами мозга – лимбической системой.

Смех прерывает речь, мысль, культурно обусловленные действия - все, что делает человека человеком.

Он - метакоммуникативный сигнал. Сигнал - сообщение о самом процессе коммуникации. Сообщение о сообщении.

Смех - сигнал о несерьезности происходящего. Несерьезности нарушения нормы поведения. Сигнал о том, что происходящее – игра, что в данной ситуации делается что-то запрещенное. Приглашение принять эту игру, разрешить говорить глупости, непристойности, гадости. Смех перечеркивает значения фраз. Состояние временного оглупления, приглашение сделать то же самое.

Человек – очень игривое существо. Склонен все доводить до предела возможного, очень сильно напугать себя, шокировать. Делает это все он, впрочем, так, чтобы минимизировать причиняемый себе вред. Остановившись, смеется. Смех показывает, что человек испытывает облегчение, понимая, что случившееся было игрой.

Подчас, смех используется для смягчения ситуации в момент произнесения правды. Она преподносится со смехом, который делает ее как бы шуткой. Таким образом предпринимается попытка не допустить конфликтной ситуации.

Есть гипотеза о том, что информация из прошлого при соприкосновении с современностью в определенных условиях способствует возникновению сигнала – сообщения о гротескности, забавности происходящего в жизни человека.(1)

Шутка – озвученный и не вызывающий испуга беспорядок, внесенный в исполнение правильного поведения.

Смех вызывают комичность ситуации, человека в регрессии, их оглупление. В основе юмора лежит «валяние дурака».

Исполнитель комического поведения за деньги становится чудиком, получающим смех зала. В последнем проходит невидимая граница. По одну ее сторону находится неудачник, по другую – правильные люди, которые, слушая истории и наблюдая действия артиста, вновь и вновь в этом убеждаются.

Смех - знак дружелюбия, победы, силы, способ снятия напряжения.

Смех, шутки – средства статусной проверки, статусного сближения.

Смех (насмешка) над человеком в группе является сильнейшим социальным оружием. Показывает, что человек какой-то странный, непутевый, не такой, как все, статус его крайне низкий или вообще отсутствует.

Начальники не любят улыбающихся, смеющихся при них в разговоре друг с другом подчиненных. Менее воспитанные и агрессивно настроенные даже могут попросить (потребовать) прекратить это делать. Доминанту подсознательно больше нравится получать заискивающую, демонстрирующую подчинение улыбку (по происхождению улыбка - знак подчинения, подобострастия; заискивающая улыбка возникает при контакте с носителем опасности). Весело смеющийся, широко, раскованно улыбающийся подчиненный – это более свободно себя чувствующий человек. Он настораживает. Такого трудно контролировать, подчинять, заставлять слушать, уважать.

Цивилизованное общество становится все более антисмеховым. Политкорректность не позволяет высмеивать кого бы то ни было. Атаку на смех ведут и яростные сторонники разного рода религиозных установок.

Смех – специфическая реакция, оборотная сторона плача. Улыбка представляет собой оборотную сторону смеха.

Часто кажется, что улыбка является менее интенсивной формой смеха. Вспоминается сдержанный смех, который практически неотличим от нее.

Человеческое общение наполнено различными иерархическими стычками, снимающими их накал смягчающими врожденными программами. Улыбка является примером наличия снимающего напряжение поведения.

Улыбка мужчины женщине и наоборот, взрослого ребенку, вышестоящего нижестоящему – знак дружелюбия.

Когда мы демонстрируем оскал (открываем рот, обнажаем, показываем зубы), то, испытывая гнев, страх, предупреждаем противника о том, что вооружены и готовы дать отпор. Мало кому хочется наблюдать действие этой программы показа зубов. Смягчающим ее поведением являются:
- заискивающая улыбка человека, который побаивается того, с кем вступает во взаимодействие;
- широкая улыбка человека, уверенного в себе, показывающего, что вооружен, спокоен за возможный исход противостояния, в снисхождении не нуждается.

Заискивающая улыбка вызывает подозрение, что ее владелец что-то от нас хочет получить. Это вряд ли кого может обрадовать.

Последняя форма демонстрации своих намерений настолько мягка, что не вызывает страха, действует умиротворяюще, вызывает симпатию к человеку. Показывает, что он от нас ничего не хочет и открыт для общения.

Широкая улыбка – мягкая форма демонстрации спокойствия и уверенности в себе, вооруженности и готовности за себя постоять. Воспринимается как поощрение. Действует умиротворяюще, смягчает агрессивность. Подсознательно принимается решение не бояться, отказаться от выяснения статусов, признать друг друга равными.

Широкая, сияющая улыбка стала своеобразной визитной карточкой человека, его настроения, психофизического состояния. Интенсивная улыбка человека во время приветствия воспринимается, как сигнал его дружелюбного к нам отношения.

Вместе с тем, если при рукопожатии человек смеется, это может насторожить того, к кому обращен смех.

Любой социальный контакт вызывает страх. При обращении к другому человеку неизвестно, как он отреагирует. Реакция может быть разной, позитивной, негативной.

Усиливающийся, громкий смех сигнализирует о том, что ситуация будет развиваться. В ней есть риск и уверенность.

Усмешка, перерастающая в широкую улыбку, показывает, что ситуация не будет изменяться в худшую сторону, она улучшается. Первоначальное отношение являлось самоцелью, каких-либо последующих шагов не будет.

Взаимные улыбки демонстрируют некоторую взаимную настороженность, в целом же, доброжелательное отношение друг к другу. Идет трансляция сигнала о наличии добрых намерений. Ведь отсутствие агрессии означает присутствие дружелюбия.

Корни возникновения улыбки нам стоит поискать в отношениях матери и ребенка. Последний постепенно выныривает из-под маминого крылышка, начиная осваивать окружающий мир. Он очень беспомощен. Нужно уметь вызывать и как-то закреплять внимание мамы, помощь которой может потребоваться в любой момент. Первое достигается воплем. Второе улыбкой, которая вознаграждает за помощь, заставляет остаться рядом, не уходить.

В первые недели улыбка ребенка является безадресной. Вначале он реагирует на пару глаз. Затем на любое лицо. Когда ему три-четыре месяца, малыш начинает реагировать на конкретное лицо – лицо своей мамы. Это результат импринтинга – запечатления образа чрезвычайно ценного для выживания человека.

В основе импринтинга находится способность узнавать предметы, которые напоминают черты человеческого лица. Квадраты, треугольники, другие геометрические фигуры с углами не различаются. Детское зрение таким образом фиксируется на нужном объекте, а не на всех находящихся вокруг предметах.

В семь месяцев в сознании ребенка образ матери полностью запечатлен. Он сохраняется до конца жизни.

Взаимная привязанность укрепляется с помощью улыбок друг другу. Приподнимаются уголки губ, рот немного открывается, губы оттягиваются назад.

Ребенку очень важно установление контакта с матерью. Для этого он не только ей улыбается, но и дрыгает ножками, размахивает ручками, протягивает их к маме, издает воркующего типа звуки, запрокидывает голову, выпячивает подбородок, выставляет вперед тело или валится на бок, глубоко дышит, может немного высунуть язык. Сколько стараний для того, чтобы получить внимание и тепло!

Ребенок улыбается матери, она улыбается ему. Связь между ними укрепляется. Каждый улыбкой вознаграждает другого за контакт, нахождение рядом.

Ребенка невозможно обмануть. Скрытое под улыбкой состояние волнения, тревоги, раздражения им раскрывается и расстраивает. Для оценки ситуации в довербальный период своего развития (раннее детство) человек полагается на тональности голоса, изменение поз, любые незаметные движения наблюдаемой стороны. Улавливаемое напряжение тела может без слов останавливать, заставлять занимать выжидательную позицию.

В процессе дальнейшего роста для принятия решений происходит переориентирование человека на поступающую к нему из социума культурную информацию.

Если мама показывает свое негативное настроение и одновременно с этим улыбается, ребенок смущается. Он не понимает, как нужно реагировать на возникшую ситуацию. Что делать с двумя противоречивыми сигналами. Частое появление такой двойственности способно вызвать у него уже в более старшем возрасте проблемы с установлением социальных контактов, приспособлением к встретившейся среде.


Литература
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Ефремов К. Эта легкая задача - игра
(1) Козинцев А.Г. Зачем нужно смеяться
Моррис Д. Голая обезьяна

 

Категория: Наше поведение | Добавил: way (21.08.2013)
Просмотров: 484 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0