Главная » Статьи » Врожденные основы нашего поведения » Наше поведение

Ценность равновесия косности и новаторства




Современная жизнь социума наполнена достаточно навязчивыми призывами учиться. Они обращены к разным возрастным категориям граждан, профессиональным сообществам. По большому счету озвучивается то, что и так уже есть. Мы и без этих призывов постоянно чему-то учимся, если хотим преуспеть в жизни, не потерять имеющийся статус, повысить качество своей жизни.

Процесс обучения является важной родительской обязанностью (к ним еще относятся уход, кормление, игры, защита), установкой социальной ответственности. Важнейшим его компонентом является система поощрений и наказаний. Она формируется и корректируется в зависимости от способа обучения методом проб и ошибок.

Обучение осуществляется не только с помощью «кнута и пряника», но и через подражание старшим по возрасту людям, пользующимся авторитетом, достигшим жизненного успеха особям. Многое узнается, перенимается, усваивается в процессе следования примеру своих родителей.

Запечатленные в детстве в результате подражания действия мы приносим во взрослую жизнь. В ней их повторение может вызывать удивление, неприятие. Они подчас мешают изменению имеющихся привычек, предубеждений, обычаев, верований, рассмотрению новых идей, объективной информации. Тем не менее, врожденные, запечатленные реакции сильны. Мы их выдаем, невзирая ни на что. С этим что-либо делать сложно.

Все так устроено не случайно. Опыт предыдущих поколений не должен начисто стираться новым опытом. Косность во взглядах, мнениях, действиях соседствуют с современностью. Устаревшее дополняется полезной информацией. Косность и невежество бессильны перед врожденным любопытством, любознательностью человеческой натуры, испытывающей влечение к исследованию себя и окружающего мира.

Стремление к познанию тормозится консервативными установками. К счастью, они не всесильны, но выполняют очень важную роль – делают движение вперед небезоглядным. Ограничение жажды новых знаний, немедленного претворения их в жизнь работает на повышение их качества, сохранение полезных для нового времени компонентов прошлого опыта. Борьба нового со старым рождает великолепную возможность более объективно взглянуть на протекающие процессы, полезность и нужность привносимого в жизнь.

Равновесие между двумя крайностями – слепым, тотальным подражанием старому и излишне смелым, быстрым обновлением обеспечивает поступательное, вдумчивое, позитивное развитие популяции. Успешность развития заключается в разумном балансе между подражанием и любопытством, консервативным повторением, копированием и самодовольным, безудержным экспериментированием, быстрым внедрением новинок в жизнь общества.

Отсутствие такого баланса, с одной стороны, позволяет силам, опирающимся на опыт предков, держать общество в плену прошлого, понижая его конкурентоспособность в межпопуляционной борьбе. С другой стороны, их ослабляет, ввергая общество в состояние неразберихи, атмосферы затратных проб и ошибок, способных без наличия ограничителей вызвать распад.



Литература
Моррис Д. Голая обезьяна





Категория: Наше поведение | Добавил: way (03.01.2023)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0