Главная » Статьи » Врожденные основы нашего поведения » Наше поведение |
Игры, биологический смысл
Игра возможна только при наличии рассудочной деятельности. Необходимым условием начала игры является избыток сил (энергии). Игра – ресурсно-затратное поведение. В играх, которые базируются на агонистическом поведении, отражается видовая специфика поведения взрослых особей. Способность к действиям игрового характера является врожденной. Основные типы игр: ИГРЫ В ОДИНОЧКУ Действия, связанные с использованием физических возможностей тела (прыгать, бегать, лягаться, лазать по деревьям, кататься на ногах с горки зимой). ИМИТАЦИЯ ОХОТНИЧЬЕГО, АГРЕССИВНОГО, ПОЛОВОГО, РОДИТЕЛЬСКОГО И ДРУГИХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ Реализуются разные сценарии: как подходить к своим и чужим, взаимодействовать с половым партнером, детьми, объектами охоты, убегать от опасности (хищника), нападать, драться, побеждать, уступать, подчиняться, рыть, строить, прятать и т.д. Для игрового поведения важное значение имеет смена ролей. Человек так проверяет не только собственные действия, но и знакомится с тем, что может предпринимать при контакте другая сторона. Игра позволяет нарушить, минимизировать индивидуальную (личную) дистанцию, вступить в физический контакт с партнером, узнать, почувствовать, понять, что представляет собой тело другого человека, что можно от него ожидать, как вести себя с ним. Подчас, более слабому, явно проигрывающему партнеру поддаются, для того, чтобы продлить время приносящего удовольствие контакта. Звуки, мимика, телодвижения сигнализируют о том, что вред причинен не будет. ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ Игры с использованием различных материальных объектов – игрушек. Неживых и живых (таскаем кошку за хвост). СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ Разрабатываемые социумом игры, нацеленные на организационное, коммуникативное, интеллектуальное, профессиональное, творческое развитие человека. С усложнением игры требования к коммуникативным навыкам, мозговым и иным ресурсам повышаются. Игры призваны развивать память, сообразительность, быстроту реакции, эрудицию. Им отводится большая роль в социальной адаптации, подготовке к взрослой жизни, повышении конкурентоспособности в современном мире. С помощью игры происходит: освоение мира в условиях наличия возможности возврата ситуации в исходное состояние; опробование имеющихся способностей и возможностей; освоение правил ритуального поведения: хищник (охотник) – жертва (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), брачные партнеры (отрабатываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, интимного контакта, соперничества, строительства дома), родители-дети (один как бы кормит другого, защищает, успокаивает, согревает, одевает, чистит, переносит с места на место); проверка выполнения, отладка, настройка, тренировка поведенческих программ; настройка систем контроля организма в разных ситуациях; предварительное выявление иерархического статуса, обретение умения его реализовывать (руководить, подчиняться) и изменять, вырабатывание привычки к доминированию, подчинению (закладываются основы иерархических отношений). Игровая борьба эмоционально положительна, оказывает интегрирующее влияние. Важнейшая роль игры заключается в том, что врожденные элементы социального поведения интегрируются в единое целое, оттачиваются под требования среды. Литература Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей Ефремов К. Эта легкая задача - игра Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения | |
Просмотров: 516 | |
Всего комментариев: 0 | |