Главная » Статьи » Достойная старость » Жизнь 60+

Истоки отношения к процессам старения, старости человека – в его отношении к жизни




Истоки отношения к процессам старения, старости человека – в его отношении к жизни


Жизнь человека – многогранный процесс развития и старения материи, удивительным образом усложнившейся до живого своего состояния, способной чувствовать, думать, творить, изменять условия своего выживания.

С каждым годом на нашей планете становится все больше пожилых и старых людей. Образно говоря, самая цивилизованная и развитая часть мирового человеческого сообщества заметно «седеет».

Если бы мы могли рассказать борющимся за выживание нашим далеким предкам о большом количестве, в целом, приемлемо живущих в популяции представителей старшего поколения, то совершенно определенно они бы отнеслись к нам, как к пытающимся рассмешить или удивить их людям или еще того хуже - лгунам, не поверив при этом ни одному нашему слову.

Отправляясь на мгновение в древние времена, мы можем открыть для себя мир, состоящий из множества человеческих сообществ, не имеющих единых стандартов поведения. Вопрос отношения к различным возрастам в них решался по-разному. Ценность человеческой жизни, немногочисленных представителей старшего поколения зависели от требований условий выживания, культурного, духовно-нравственного наследия, мировоззрений правящих иерархиями групп и других факторов. В условиях многовариантности межпоколенных взаимодействий в будущее проходили работающие на воспроизводство популяции, ее динамичное развитие, цельность и независимость. В первобытных обществах долгожительство было редким явлением. В то время мало кто переживал 30-летний рубеж, да и возраст у зрелости и старости был другим. По мере улучшения условий выживания, качества бытия – питания, лечения, отдыха люди стали жить все дольше и дольше. Можно отметить в связи с этим, что в прошлом человек в среднем жил до 30-40 лет и лишь в конце XX века стал жить до 60 - 70 лет.

До сих пор не утерян интерес к изучению причин формирования уважения к дожившим до солидного возраста людям, стремления сохранить их жизнь, оказывать им необходимую помощь. Проявляемое позитивное внимание, исходя из результатов исследований, является не только продуктом традиций и соответствующего воспитания, но и имеет эволюционно-генетические корни. На начальных этапах развития человеческих сообществ, характеризующихся бескомпромиссной борьбой за выживание, все большее значение стал приобретать накапливаемый и передаваемый опыт. Объем полезной информации – знаний, умений и навыков, нужных племени для продолжения жизни, помогающих в борьбе с безжалостной природой и многочисленными врагами, возрастал.

Вызывающий глубочайшее восхищение своими научными изысканиями и жизнью советский ученый Владимир Павлович Эфроимсон в статье «Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека)» писал, о том, что: «Умения и навыки изготовления орудий, одежды, добывания и поддержания огня, охота, ловля, сбор и хранение провизии, знание животных – жертв и хищников, знание свойств пищевых, целебных и ядовитых растений – даже всего этого было недостаточно. Требовалось знание звезд, рек, болот, гор, уменье лечить раны и болезни, устраивать жилье, ухаживать за младенцами и так далее, до бесконечности. Весь этот поистине энциклопедический арсенал знаний, получаемый от предков и накапливаемый, осваиваемый, проверяемый в жизни, при отсутствии письменности во всем своем объеме мог становиться достоянием лишь старых людей».

Опыт, умения, знания передавались от одного поколения к другому. Главными передатчиками наследия, помогающего выжить, жить и прогрессивно развиваться, особенно во времена устной передачи информации, были люди, достигшие солидного возраста. Они были почитаемы и оберегаемы. Те из человеческих сообществ, которые не могли, не хотели сохранять разнообразие жизненного опыта, накапливаемое и передаваемое молодежи старыми мужчинами и женщинами, существенно уменьшали свой шанс победить в борьбе с группами, использующими аккумулирующий полезное возраст себе во благо. Таким образом, высокий социальный статус представителей старшего поколения, позитивные эмоции и чувства в отношении их могли опираться на наследственную основу, закрепляться групповым естественным отбором, подкрепляться и совершенствоваться в социальных взаимодействиях воспитанием.

Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими, мастера церемоний.

На продолжительность жизни перешагнувших стандартный временной интервал бытия абсолютного большинства членов сообщества существенное влияние оказывали представления о необходимом и достаточном участии в процессах воспроизводства человеческой популяции - рождении детей, внуков, обеспечении их всем нужным для повседневности. Во многих традиционных, аграрных, в том числе славянских обществах были сформированы традиции искусственного прекращения жизни старых людей. Подобное умерщвление не являлось преступлением, не унижало личность, было продиктовано комплексом воззрений на жизнь и смерть, их взаимодействие, отношения мира живых и страны предков.

Человек, отправляющийся в нее посредством блокирующих сопротивление происходящему ритуалов, наделялся особым уважением и правами, не полагающимися никому из остающихся в жизни. Этот обычай удивительным образом дошел до нас и присутствует в современных похоронных процедурах, в которых покинувшему нас принято оказывать особые знаки внимания и уважения, даже в том случае, если при жизни к этому человеку ничего хорошего не испытывалось.

Из далеких, архаических времен до нас дошли представления о том, что старые люди являются хранилищами неких важных и нужных молодежи и зрелым людям знаний, навыков, умений, при том, что их жизнь имеет некий предел, при наступлении которого необходимо уйти. Воплощениями этих посланий прошлого в повседневности являются желания представителей старшего поколения «учить жизни» более молодые поколения и такие горестно-смиренные сетования, как «зажились», «все сделано», «пора уходить» и т.д.

Христианизация жизни человеческой, сильнейшее воздействие на нее гуманистических идей, достижения научно-технического прогресса, изменившиеся в лучшую сторону условия жизни преподнесли благоприятные дары старшему поколению. В течении 20 –го столетия продолжительность жизни увеличилась в 2 раза. Мы являемся свидетелями последствий изменения работы процессов воспроизводства населения. Режим быстрого оборота поколений, состоящих из многочисленных их составляющих людей, сменился сокращением численности новых поколений, увеличением продолжительности жизни человека. В прошлом человеческое тело изнашивалось в среднем за сорок лет своего функционирования. Ныне же, благодаря смягчению условий выживания, улучшению качества бытия, имеющихся в нас ресурсов хватает еще на несколько десятилетий.

Существенно влияющие на повседневность постиндустриального общества гуманистические представления о жизни провозгласили ее высшей ценностью, смерть – абсолютным злом. Осознание и стремление реализации неотъемлемого права человека на достойную, безопасную жизнь, иметь эффективного работника, активного потребителя, качественного наследника сформировали системы социального обеспечения, здравоохранения, охраны труда, наказания за преступления против физического, психического и иного здоровья.

Ценности, установки цивилизованного бытия, научно-технического, социального прогресса, демократии творят новый мир - мир, в котором численность пожилых, старых людей, долгожителей, особенно в странах «золотого миллиарда», с каждым годом неуклонно растет. Наш мир, наше «сегодня» очень быстро меняется. Общественное сознание вмещает же в себя правила бытия разных исторических эпох, социальных групп населения, демонстрируя неготовность выработать единое отношение к тому, что еще совсем недавно отсутствовало. Можно совершенно определенно сказать, что современное общество не готово отнестись объективно и доброжелательно к столь быстрому изменению своей возрастной структуры.

Двойственность нашего бытия неожиданно проявилась в сфере межпоколенного взаимодействия. Гуманизм, возможности современного общества, демократических принципов сосуществования, личностного развития, принесшие немало хорошего старшему поколению, нанесли болезненный удар по его ценности в социальной иерархии. Царящие ныне на планете законы капиталистических отношений, потребительские ценности, все ускоряющиеся темпы развития экономики, социума, индивидуальности отдали пальму первенства в иерархии ценности человеческого материала молодежи. Быть молодым – модно, статусно, выгодно. Молодежь является желанным материалом для извлечения наибольшей прибыли, накопления капитала, лучшим потребителем и источником набирающего скорость обновления бытия. Она – товар, производитель и потребитель высшего качества. Различные механизмы формирования сознания современников, их стереотипов представляют молодость как время извлечения из имеющейся данности наилучших радостей жизни, молодежный образ жизни – как образец человеческого поведения, ведущего к успеху.

Результаты широкого распространения в повседневности подобного рода установок не заставили себя ждать. Большинство людей в разных возрастных группах, живущих с США, Канаде, Западной Европе, а также нашей стране, испытывает устойчивый страх перед смертью, старостью, старением, отторгая всячески их, стараясь о них не думать, не замечать их. Можно совершенно определенно констатировать наличие в современном мире такого явления, как геронтофобия, из года в год развивающегося, укрепляющего свои позиции.

С каждым годом растут ряды борцов с процессами старения.

В словах «пенсионер», «старый», «пожилой», «бабушка», «дедушка» все чаще обнаруживается какой-то унизительно возмутительный смысл. Всеобщий идеал – молодость до ста и более лет, молодое бессмертие. Мало кто задумывается о том, что бегство от себя в погоне за молодостью, отчаянное желание пребывать в ней навсегда, омоложение любым путем, к сожалению, не способствуют повышению социального статуса отвергающих реальность, вводящих в нее не свои ценности, видение мира, образ жизни, поведенческие модели разрешения различных ситуаций, задач, проблем. Искусственность способна приносить лишь формальное признание, внутренне же отталкивает, вызывает сочувственную улыбку.

Конечно же, всем нам хочется достойных заключительных этапов нашего земного пути – хорошо обеспеченных материально, наполненных ощущением правильно прожитой жизни, друзьями, интересными делами.

Жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что содержание жизни в сообществе представителей старшего поколения во многом перекликается с тем, что человек делал в молодости, зрелом возрасте. Безусловно, ресурсы молодости и старости не сопоставимы. Это вызывает необходимость грамотной помощи тем, кто стремится в пенсионном возрасте иметь здоровую, активную, полноценную, интересную жизнь. Но помощь, какой бы она ни была, не снимает с повестки дня важнейший вопрос – вопрос отношения человека к жизни после 60-ти.

Думается, основой его является отношение к жизни как таковой, процессам старения, разрушения разумной живой материи, понимание и принятие ее уникальности, ценности для всех, разделяющих подобные убеждения, степень осознания своей личной ответственности за содержание общего жизнеустройства, в конструирование которого вносит свой вклад каждый из нас каждый миг своей жизни.





Категория: Жизнь 60+ | Добавил: way (15.10.2013)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0