Главная » Статьи » Достойная старость » Т.А. Пострелова

Природные основы безнадзорности и беспризорности (краткий экскурс)



Городская научная конференция «Роль старшего поколения в решении проблем беспризорности и безнадзорности в городе», СПбГУ, 10.10.2008


ДОКЛАД


Сегодня я хочу попробовать совершить короткое путешествие по миру биологических основ безнадзорности и беспризорности. Миру мало изученному, населенному природными импульсами - инстинктами, врожденными программами поведения, оказывающими, основываясь на научные открытия последних десятилетий, как минимум, не меньшее влияние на нашу повседневность, наше будущее, чем социальные правила взаимодействия, определяющие жизнь человека в обществе.

Общеизвестно, что человечество располагает неизменной врожденной установкой на выживание, сохранение вида. Это становится возможным только тогда, когда численность выживших и способных к репродукции индивидов достаточна для воспроизводства и сохранения необходимой численности следующего поколения. Все подчинено целям - дожить до половой зрелости, произвести своих потомков, сделать их конкурентоспособными.

И вот, в человеческих сообществах, в которых царствуют подобного рода врожденные, т.е. передающиеся по наследству, установки появляются «ненужные» дети. Возникает такое социально опасное явление, как детская безнадзорность и беспризорность. С первого взгляда, такого не может быть, потому что оно кажется совершенно антибиологичным. Однако, после более внимательного ознакомления с врожденным наследием человечества, появляется возможность по иному взглянуть на ситуацию, выявить ряд факторов, оказывающих существенное разрушающее воздействие на инстинктивную основу нашей жизни.

Биологические корни детской безнадзорности и беспризорности, вероятнее всего, необходимо искать в ранговом потенциале личности, поливариантности сексуальных стратегий, работе брачно-родительских инстинктов, инстинкта самосохранения.

Человек для организации бытия формирует различные иерархические социальные структуры. Способность занять тот или иной ранг в иерархии называется ранговым потенциалом. Ранговый потенциал определяется различными параметрами: это физическая сила, уверенность в своём праве руководить, поучать, быть выше всех, активность, агрессивность, конфликтная инициативность, устойчивость, уступчивость. При рождении человек уже обладает определённым ранговым потенциалом, который можно корректировать условиями роста, формирования и воспитания.

Необходимо отметить, что как низкий, так и высокий ранговый потенциал ребенка могут привести его к асоциальному поведению, выражающемуся в отчуждении от семьи, детского коллектива, места проживания, различных институтов социализации несовершеннолетних.

Низкоранговый ребенок, обладая низкой самооценкой, склонностью к формированию комплекса неполноценности, к пессимизму и депрессиям, отсутствием амбиций, скрытностью, застенчивостью, уступчивостью, скромностью, робостью, без квалифицированной помощи со стороны семьи, школы, других социальных институтов может минимизировать контакты с окружающим его миром. И вследствие этого, выпасть из процессов формирования личности, получения знаний и опыта, необходимых для включения в борьбу за достойное существование.

Безнадзорным, беспризорным может стать и высокоранговый ребенок, обладая высокой самооценкой, склонностью невысоко оценивать окружающих, принимать решения быстро, без долгого обдумывания, способностью действовать, невзирая на мнения и проблемы окружающих, болезненным восприятием критики, трудностью с самокритикой, большими социальными и имущественными амбициями, упрямством и эгоизмом. В данном случае разрыв с семьей, игнорирование вмешательства социальных учреждений продиктованы возникновением протестного настроения, вызванного непониманием потенциала ребенка, неумением и нежеланием его реализовывать.

Детство у человека, по сравнению с млекопитающими сходных размеров, чрезвычайно растянулось. Это произошло по причине выхода человека из под действия естественного отбора. Главным условием успеха стала не генетически, а внегенетически передаваемая информация. Выживать стали не те, кто лучше устроен, а те, кто лучше пользуется приобретенным и с каждым поколением возрастающим знанием о том, как лучше всего выжить в той или иной ситуации. Период обучения удлинился, мозг нужно заполнить информацией. А сделать это успешно можно только в период, когда в нем образуются новые структуры и связи, то есть в детстве, до наступления половой зрелости. Все эти годы человеческое потомство нуждается в заботе, опеке и обучении.

Инстинкт самосохранения требует от ребенка получать в семье, призванных ему помогать социальных учреждениях, тепло, внимание, знания, поведенческие установки, пищевое и вещевое обеспечение, необходимые ему для увеличения шанса выжить и преуспеть. Иерархии, не дающие растущей личности перечисленного, не могут удовлетворить инстинктивные потребности, утрачивают биолого-социальную ценность, становятся непригодными для позитивного развития. Ситуация способствует возникновению у ребенка вполне понятной нацеленности на ослабление, разрыв связей с теми, кто ведет его в тупик.

Брачная система, воспитывающая и помогающая подрастающему поколению встать на ноги, является видоспецифическим признаком. Один вид имеет одну систему. У человечества же систем брачных отношений несколько - это групповой брак, один мужчина и несколько женщин, одна женщина и несколько мужчин, один мужчина и одна женщина. Последняя существует в двух формах - пожизненной и допускающей развод. Перечисленные брачные поведенческие программы возникли, как механизмы взаимодействия мужчин и женщин для выживания в условиях, отличающихся от требований естественного отбора. При изменении условий жизни люди могли легко переходить к разным системам брачных отношений.

Современное общество нацелено на реализацию демократических ценностей, которые способствуют отмиранию установок, позволяющих родителям, родственникам, обществу оказывать заметное влияние на образование молодежью семейных союзов. Либеральные установки освобождают человека от многих традиционных, религиозных ограничений, делают человека более свободным в своих мыслях и действиях. Можно совершенно определенно сказать, что постиндустриальное общество предоставляет сексуальному поведению гораздо больше свободы, чем это делало общество традиционное.

Сексуальные отношения освобождаются от социальных ограничителей. Учитывая же то, что поливариантность брачных систем исключает господство пожизненного моногамного брака, можно не удивляться падению интереса к этой брачной стратегии, усиливающимся колебаниям мужчин и женщин в выборе формы совместного проживания, пересмотру места ребенка в своей жизни.

Важнейшей биологической основой заботы о детях являются брачно-родительские инстинкты. Можно достаточно уверенно предположить, что наиболее значимыми факторами, оказывающими существенное разрушающее воздействие на них являются, прежде всего:
ранговые потенциалы взрослых членов семьи;
весомые экономические, политические, социальные, ценностные трансформации общественной иерархии;
рыночные механизмы, потребительская гонка, всепоглощающее стремление к богатству, успеху, известности, обострение борьбы за улучшение иерархического статуса, его сохранение.

Как низкоранговость родителей, лишенная действенной помощи общества, так и не реализованная в позитивном ключе их высокоранговость, могут сделать семью деградирующей, алкогольно - и наркозависимой, агрессивно настроенной, порождающей ухудшение внутрисемейных отношений, разрыв связей ребенка с родителями.

Стоит обратить внимание на то, что обострение проблемы безнадзорности и беспризорности наблюдается во время весомых преобразований организации человеческого бытия – революций, основозаменяемого реформирования общества, а также войн, политико-экономических кризисных процессов, способных уничтожить значительное количество взрослых членов семей, лишить их дееспособности, имеющихся жизненных установок, привести к духовно-нравственному упадку, голоду, обнищанию, жажде выжить в первую очередь самому и любой ценой.

Силой, ослабляющей действия брачно-родительских инстинктов, являются и доминирующие ныне в экономике рыночные ценности. Стремление к непрерывному обогащению, улучшению своего статуса, его сохранению, все возрастающему потреблению, требует от человека максимальной концентрации ресурсов для статусно-экономических побед, что приводит к ухудшению качества и уменьшению объемов помощи своему ребенку.

В завершении выявления наиболее значимых факторов, влияющих на качественную работу брачно-родительских инстинктов, хотелось бы сказать об удивительной совокупности врожденных поведенческих актов, получившей название инстинкта самоограничения численности вида.

Любой вид, непрерывно увеличивающий свою численность на планете, вступает в конфликт со средой обитания, экосистемой, биосферой. Биосфера с помощью разнообразных, действующих не на индивидуальном, а на популяционном уровне механизмов, стремится стабилизировать численность вида, сократить ее до приемлемого для других уровня. Есть много различных вариантов реакций высокоорганизованных живых существ на биологические сигналы о необходимости уменьшения популяции. К таковым, бесспорно, относятся изменение брачных отношений и отношения к потомству. Последнее перестает быть главной ценностью для членов популяции. Снижается интерес к полномасштабной семейной жизни, качественному воспитанию детей, родительские чувства извращаются. Лишенные достаточной родительской заботы дети вырастают ценностно-неустойчивыми, агрессивными, испытывают затруднения в образовании пар, часто устойчивых пар не образуют, плохо заботятся о собственном потомстве.

Исследования ученых-биологов показали, что рост жизненного уровня, численности и плотности населения, продолжительности жизни, уменьшение детской смертности, усиливают действие инстинкта самоограничения численности вида, который оказывает существенное блокирующее влияние на реализацию брачно-родительских инстинктов.

Заканчивая краткий обзор биологических основ безнадзорности и беспризорности, хотелось бы коснуться вопроса о роли пожилых людей в искоренении обсуждаемого явления. Думается, что знания, опыт, энергия, душевное тепло пожилых, старых людей способны оказать вполне реальную помощь нуждающимся в ней подрастающим членам общества. Старшее поколение может выступить инициатором более углубленного изучения природы человека, накопления качественных знаний об основах бытия, умелого распоряжения результатами открытий, позволяющим повысить эффективность решений проблем, возникающих во взаимодействии ребенка с семьей, школой, обществом.





Категория: Т.А. Пострелова | Добавил: way (25.09.2013)
Просмотров: 540 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0