Главная » Статьи » Врожденные основы нашего поведения » Наше поведение

Демонстрация намерений, позы угрозы и подчинения, бегство, нападение




Выяснение отношений, выстраивание иерархического порядка, соподчинения, как правило, происходит не с помощью нападения на противника (физического насилия), а с помощью различных ритуалов – обмена сигналами и позами (демонстраций). На содержательную часть демонстраций влияет соотношение уровня агрессивности и страха, которые испытывает человек.

Взаимодействие, результат встречи во многом зависит от успешности и приемлемости демонстрации намерений. Если намерения не ясны, появляется настороженность. Она представляет собой легкую форму страха. Если намерения не проясняются, страх растет. Страх может вызвать рост агрессивности. Агрессивность растет вместе со страхом. Возникает желание либо прервать контакт (убежать), либо напасть.

Демонстрируются доброжелательные намерения – все нормально. Позы угрозы не показываются. Доброжелательность может демонстрироваться с помощью сигналов и поз успокоения, умиротворения: приветствий, улыбок, дружелюбного разговора, похлопывания по спине, наделения пищей (угощение), объятий, перебирания волос.

Если есть проблема, в большинстве случае она решается не с помощью атаки, нападения, а с помощью демонстрации угроз – демонстрирования средств защиты и нападения, способов их применения, своих боевых способностей, возможности нападения. Для сохранения жизни во внутривидовых и межвидовых конфликтах, ее воспроизводства такая стратегия поведения более выгодная.

В постоянных драках, стычках можно было ослабить друга друга, группу, стать уязвимыми для противника. Демонстрация угрожающих намерений же позволяет, не участвуя в нападении, выиграть его, вызвав у конкурента страх. Нападение с неизвестным физическим ущербом (физическое противоборство) заменяется психологическим давлением, противостоянием. Кто-то из конфликтующих сдается – либо убегает, либо принимает позы подчинения (демонстрирует свое подчинение).

Чем угрожающее поведение (мимика, звуки, действия) более разнообразно и развито, тем оно приносит виду больше пользы. Лучше угрожать, чем драться. Основатель этологии К. Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение - одно из замечательных созданий естественного отбора. Можно говорить о его гуманной сущности. Вместо возможного тяжелого физического ущерба, смерти мы получаем поправимый психологический стресс. Лучше поругаться, погрозить друг другу кулаками, чем вступить в физический конфликт, который становится по-настоящему опасным, если драчуны вооружены холодным или огнестрельным оружием.

Демонстрировать угрозы (угрожать):
раскрашивать лицо и тело;
преувеличивать свой рост и массу тела (использовать перья, высокие шапки, др.);
щурить (сужать), выпучивать (расширять) глаза;
высовывать язык, надувать щеки, морщить нос;
двигать кожей на лбу, темени;
насупливать брови, изгибать губы;
щелкать зубами, скалить зубы (укушу);
делать пугающие жесты (ударю, побью);
хлопать рукой по половым органам (заставлю встать в позу подчинения с подставлением зада, изнасилую);
издавать устрашающие звуки (выть, рычать, шипеть);
кричать, ругаться;
одевать яркую одежду;
показывать силу (что-то ломать, гнуть).

В арсенале человеческих действий есть много оскорбительно-угрожающих жестов, в которых используются разные части тела. Все делается для того, чтобы показать, как угрожающий страшен, опасен, жесток, сейчас вот подойдет, прыгнет, ударит, уничтожит. На подсознательном уровне устрашаемого все эти сигналы призваны показать силу, мощь, превосходство угрожающей стороны, бесполезность сопротивления ей.

Обычно угрожающее поведение свойственно тому, кто чувствует свое ранговое и статусное преимущество.

Все участвующие в конфликте стороны испытывают страх. Но они не могут просто так остановиться. Кто-то должен уступить. Психика кого-то не выдержит. Когда это происходит, победитель постепенно успокаивается, показывая свой статус, демонстрирует свое превосходство. Может похлопать по плечу, спине, толкнуть, ущипнуть, нанести ритуальные удары, попрать ногой, плюнуть, помочиться, заляпать грязью, подергать за волосы.

Проигравший принимает позы умиротворения, успокоения, подчинения, покорности, представляющие собой ритуализированные движения, призванные уменьшить страх, смягчить, затормозить агрессию со стороны более сильных, статусных членов группы. Повод для возникновения агрессии исчезает. Победитель становится менее агрессивным.

Демонстрировать подчинение, заниматься умиротворением:
прятать (опускать, сдавать) оружие;
подпускать к уязвимым местам;
уменьшать свои размеры;
скрывать взгляд (прятать лицо), опускать, склонять голову;
всячески пресмыкаться, кланяться, приседать, становиться на колени;
подставлять свой зад;
смиренно, заискивающе улыбаться;
говорить благотворно действующие на победителя слова;
воспроизводить детское поведение – имитировать детские позы, сигналы (например - просьбу накормить).

Психологическое противостояние, как правило, выигрывает не самый физически сильный, умный, а наиболее агрессивный, умеющий быстро приводить себя в состояние агрессивного возбуждения, продолжительное время и часто угрожать, сохранять устойчивость к чужим угрозам (держать удар), быстро и качественно восстанавливаться после поражения.

В природном мире унизить, заставить признать поражение, добиться уступок со стороны противника можно его уронив, бросив на землю. Падение унижает. Кто падает, тот считается поверженным, проигравшим. Нападение для достижения этой цели, как правило, вызывается безвыходным положением, острой необходимостью. При нападении противники стремятся уронить друг друга. Это работа древней программы, которая есть и у нас.

В человеческом мире драка часто заканчивается, когда оппонент падает. Инстинктивно мы считаем его поверженным, проигравшим. Мальчишки любят бороться, пытаясь сбить партнера с ног. Прекращают возню, когда это происходит. Достигнутый результат успокаивает, возвращает в спокойное состояние.

У нас на врожденном уровне поединки, драки ритуализированы слабо. В спортивной сфере борьба проходит по определенным правилам. За их выполнением следят. Нарушителей наказывают. В обычной драке влияние врожденных запретов слабо, а социальные, подчас игнорируются. Разгоряченные, ненавидящие друг друга участники поединка или массового противостояния способны довести их до совершенно безобразных в своей жестокости действ, смертоубийства.

В данном случае проблемой является не наша агрессивность, а слабость противостоящих ей естественных, врожденных ограничителей (например, природной морали). Жизнь показывает, что социальные установки подпитываются силой поведенческого наследия. Сами по себе они демонстрируют существенную неустойчивость, неспособность достаточно эффективно противостоять зову природы.



Литература
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Homo militaris
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р. Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни?
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения





Категория: Наше поведение | Добавил: way (25.08.2013)
Просмотров: 1158 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0